Портал городских новостей

19:23 Четверг, 23 марта

Погода днем 8..10 ночью 2..4
$ 57,63 62,26
Четверг, 23 марта 8..10 $ 57,63 62,26

О неправедном богатстве

07:03 Пятница, 4 ноября 2016 1

После притчи о неверном управителе Христос произносит слова, которые до сих пор порождают иногда весьма сомнительные толкования.

Спаситель акцентирует на них внимание слушателей, так что они звучат как заповедь: «Говорю вам: приобретайте себе друзей богатством неправедным» (Лк. 16, 9).

В начале XX века библеист Б. И. Гладков, разъясняя смысл этих слов Спасителя, сделал ошибочный вывод: «Достаточно уделить бедным частицу из накраденного и награбленного, и эти бедные, облагодетельствованные преступником, введут, то есть умолят Господа, ввести его в Царство Небесное». Такие же представления встречаются и в наши дни. Когда человек жертвует Церкви деньги, полученные нечестным путем, желая измениться, считается, что более правильным будет отдать их не на строительство или ремонт храма, а нуждающимся людям: сиротам, престарелым, обездоленным.

Святоотеческое учение единодушно отвергает столь превратное толкование слов Спасителя. Святитель Иоанн Златоуст, подчеркивая, что «не хочет Христос питаться плодами любостяжания», восклицал: «Зачем ты оскорбляешь Владыку, принося Ему нечистое? Лучше ничего не давать, чем давать чужое», то есть украденное.

Тогда о каком неправедном богатстве здесь сказано? Бог говорит людям не о земных стяжаниях. Мы от рождения наделены телом, разумом, чувствами, способностью их развития — все это дано нам Господом. Не мы хозяева этого богатства, ибо сами не можем его создать или приобрести. Христос называет его неправедным, потому что это богатство временное, нужное нам только в дни земной жизни, в отличие от вечного блаженства, которое даруется праведному человеку, стяжавшему веру и благочестие, способному совершить подвиг.

Богатство неправедное — это врожденные, Богом данные свойства и качества, которыми человек распоряжается по своему усмотрению во время земной жизни, часто не придавая им значения. И постигает их ценность, только лишаясь их, как больной — утраченное здоровье, старик — остроту восприятия, утопающий — возможность дышать.

Когда же земная жизнь человека завершится, наступит его истинное обнищание — он утратит не только возможность управлять материальными ценностями, но лишится вообще всего земного, временного, преходящего, ибо переступаю черту, отделяющую земную жизнь от вечности, человек с собой ничего не берет. Само тело свое человек будет вынужден оставить: оно разлучится с душой, возвратится в землю и там истлеет.

Для чего же Бог дает человеку Свой дар — богатство этой временной жизни? Спаситель говорит, что оно необходимо нам для приобретения друзей, «чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители» (Лк. 16, 9). Иными словами, надо использовать данные нам время, силы, средства, таланты, знания, обстоятельства и события жизни для приобретения добродетелей, чтобы, лишившись после смерти всего временного, оказаться в вечном Царстве Божием. Там ничто земное нам не понадобится. Важным окажется только то, как мы распорядились им здесь, на земле: исключительно ради реализации своего эго, удовлетворения самости, исполнения своих пожеланий или для приобретения добрых навыков своей вечной души.

К такому мудрому отношению к «неправедному» (то есть временному) богатству Христос призывает всех людей. Однако каждый распоряжается им по личному усмотрению. Если человек использует его исключительно на служение себе, земное богатство перестает быть инструментом приобретения Царства Божия, а становится инструментом порабощения человека, губит его. По выражению святителя Московского Филарета, земное богатство, «с пристрастием собираемое, с пристрастием обладаемое», делается идолом сердца. Он ему поклоняется и ему служит. Так что порочно человеческое пристрастие ко всему земному – когда человек проживает время, забывая, что в конце концов надо будет дать отчет Истинному Хозяину всех благ за то, как он распорядился всем, что имеет.

По одному из толкований, друзья человека в притче — это ангелы и святые. Как единодушны между собой друзья, так и человеку надо стараться приобретать единый дух с угодниками Божиими, постигать, как они распоряжались своим земным богатством, и следовать их примеру. Конечно, святые молятся пред Господом о спасении всех людей, но спасаются не все, а только проявляющие волю ко спасению. Причем не дела спасают человека, а Бог по Своей милости, человек же через приобретение добродетелей становится способным воспринять эту милость.

Люди, всецело поглощенные земным и имеющие о Боге лишь смутные представления, даже если они считают себя верующими и носят крестик, обкрадывают себя в вечности. В любой момент их может постигнуть участь богатого сибарита из притчи о богаче и Лазаре (Лк. 16, 19—31). Тот никому не причинял зла – просто жил исключительно земными интересами: роскошно одевался, ежедневно устраивал пиры. Так за всю жизнь он ничего доброго и не сделал. А после смерти, оказавшись в аду, богач напрасно просил святого патриарха Авраама об облегчении своих мук или хотя бы о вразумлении своих братьев — таких же, как он, любителей праздной жизни. Ибо Господь дал человеку не только временные блага, но и руководство к их правильному использованию — законы Божии.

Мнение автора колонки может не совпадать с точкой зрения редакции "Вечерней Москвы"

16 Дек 08:48
7 Окт 07:03
Каренинские страсти XXI века

Каренинские страсти XXI века

19:2123 марта 2017

Вынашивал, откладывал, снимал что-то другое. Но тема покоя не давала. И Бортко таки снял полнометражную картину — о сильных чувствах и разрушительных...

Авиабилеты должны подешеветь

Авиабилеты должны подешеветь

17:5523 марта 2017

Председатель комитета Госдумы по транспорту и строительству Евгений Москвичев предложил на 10 процентов понизить стоимость авиабилетов на внутренних рейсах. Депутат считает, что благодаря удешевлению авиабилетов значительно увеличится поток пассажиров, перемещающихся между регионами страны.

Новости СМИ2

Загрузка формы комментариев