Портал городских новостей
Пятница, 20 января 2017 08:43
Погода -2..0 (день) -4..-2 (ночь)
Валюта:   USD 59,18 EURO 63,22

Все больше родителей выбирают школу «с человеческим лицом»

15:47 22 декабря 2016 134
Что должны сделать педагоги и родители для того, чтобы учеба стала радостью для детей

Начало обучения в первом классе — это резкое изменение всей жизни ребенка и его родителей. Почему современные дети не хотят идти в школу? Что должны сделать педагоги и родители для того, чтобы учеба стала не тяжким бременем, а радостью для детей? На эти и другие важные вопросы отвечает в своем интервью Марьяна Безруких, директор Института возрастной физиологии РАО, академик, доктор биологических наук, профессор, лауреат Премии Президента РФ в области образования, руководитель и автор программы «Ступеньки к школе» объединенной издательской группы «ДРОФА – ВЕНТАНА» (пособия доступны в интернет-магазине book24.ru).

– Какие дети сегодня приходят в первый класс?

– Три года назад мы провели исследование 60 тыс. детей в возрасте 6—7 лет из 15 регионов, и оказалось, что в школу приходят до 60% детей с нарушениями речевого развития. Это значит, что они не могли нормально освоить навыки письма и чтения и что они будут испытывать трудности обучения с первой минуты своего поступления в школу. Почему это происходит?

Наши исследования показали, что словарный запас родителей составляет около 600 слов (вместо положенных 3500), и в таком случае лексикон их детей столь же скудный. Дети копируют то, что слышат вокруг себя, а взрослые в разговорах с детьми в основном употребляют глаголы повелительного наклонения: делай то-то, не делай того-то, убери, принеси, закрой рот... Только 10% родителей читают детям книжки и обсуждают прочитанное.

Кроме того, в школу приходят до 60% детей с несформированной организацией деятельности. Из этого следует, что они не способны сосредоточиться, выслушать учителя, выполнить задания и, в конце концов, элементарно высидеть 4 урока + 2 часа, отведенных на внеурочную деятельность, которые чаще всего проходят в стенах школы. По этой причине накапливается усталость от общения, от шума, от нерегулярного и часто не очень качественного питания.

Еще один неутешительный вывод заключается в том, что 90% детей не желают идти в школу. Для сравнения: в 1970/71 учебном году статистика была диаметрально противоположной — 90% детей очень хотели учиться в первом классе.

– В чем причина столь резкой перемены, и каких ошибок следует избегать родителям будущих первоклассников?

– Причин несколько. Во-первых, это сверхраннее обучение.

Как только ребенка отдают в подготовительную группу, начинаются его первые неудачи в учебе, и родители проявляют свое недовольство по этому поводу. При этом взрослые не учитывают, что ребенок, который учится, не может не испытывать неудачи — зачастую он просто не успевает за темпом, который ему задает педагог.

Во-вторых, многие родители торопятся отдать детей в школу, не принимая во внимание их индивидуальные особенности: нередко различия между биологическим и паспортным возрастом могут достигать полутора-двух лет. Например, «по паспорту» ребенку 6 лет, а его биологический возраст — 4 года.

Поэтому если он пойдет в школу в 6 лет, у него возникнет целый комплекс проблем, от которых он не избавится в течение всей жизни.

В-третьих, это неадекватный выбор школы. Родители выбирают школу в соответствии со своими амбициями, а надо — в соответствии с возможностями ребенка.

Родители не понимают, что даже хорошо подготовленный и физически здоровый ребенок не всегда может справиться со школьной нагрузкой. Поэтому главный критерий выбора школы — программа обучения. В начальной школе используется несколько программ, которые различаются по темпу, объему и требованиям. Например, программа Л.В. Занкова рассчитана на интенсивное обучение. Она не подходит часто болеющим детям.

Программа Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова очень интересная, но сложная.

Программа «Начальная школа XXI века» рассчитана на обычного ребенка, имеющего свои особенности.

Наконец, четвертое и, пожалуй, главное, — выбор педагога, от которого зависит значительная часть успешного обучения ребенка и его психологическое самочувствие.

– Каким должен быть современный учитель начальных классов?

– Недостаточно только любить детей. Современный школе нужен компетентный, квалифицированный учитель, способный учитывать индивидуальные особенности детей (а сегодня растет количество детей, испытывающих проблемы развития). Например, у нас примерно 25% медлительных детей, которые не успевают за общим темпом деятельности. А учитель ждет моментального ответа, и, если ребенок не оправдывает его ожиданий, учитель зачастую перестает его спрашивать, сажает на заднюю парту, и ученик превращается в изгоя. Такая ситуация грозит закончиться для ребенка неврозом. Чтобы этого не случилось, мы должны научить педагога работать в малых группах, каждой из которых предлагаются разные задания. В начальной школе необходимо отказываться от фронтальных методик обучения.

– Мешает ли классно-урочная система применению индивидуального подхода?

– Классно-урочная система сама по себе ничему не мешает. В свое время мне довелось побывать в США, где в классах муниципальных школ обучается по 20—25 человек — так же, как и у нас. Но у каждого учителя есть помощники — это студент педагогического колледжа, который приходит в один и тот же класс в течение 4 лет и хорошо знает учащихся, и мама-волонтер, которая прошла специальную подготовку. Наличие помощников позволяет учителю распределить обязанности и организовать индивидуальную работу с детьми.

Это очень простая система, которая не требует дополнительных финансовых затрат. В то же время она обеспечивает хорошую практику для студентов и предотвращает конфликты между родителями и педагогами, так как они делают общее дело. Для родителей такой опыт гораздо эффективнее любых просветительских программ.

– Почему у нас так плохо прижилось безотметочное обучение, которое могло бы оградить детей от излишних стрессов?

– Этот вопрос обсуждается много лет, а отметки даже в первом классе все равно ставятся, пусть и в форме символов. К сожалению, наша школа — карательный институт, и отметки чаще всего носят отрицательный характер. Во-первых, мы боимся ребенка избаловать, во-вторых, мы не даем ему права на ошибку, снижая оценку даже за исправленную ошибку. А учиться без ошибок нельзя. И нельзя ругать за ошибку, особенно за исправленную. Наш мозг устроен таким образом, что он формирует негативную реакцию. А потом мы упрекаем ребенка в том, что он ничем не интересуется, ему ничего не нравится, а на самом деле он просто боится сделать ошибку, за которую его осудят и унизят его достоинство. Я не говорю о более жестких мерах воздействия, которые у нас используют и школа, и родители.

– Недавно педагогическая общественность торжественно отметила 30 лет со дня подписания Манифеста педагогики сотрудничества. Прижились ли идеи авторов Манифеста в нашей школе?

– Для того чтобы педагогика сотрудничества стала реальностью, надо изменить условия: организацию учебного процесса, технологии и методики обучения, требования к детям, к учителю со стороны общества. Иногда родители поддерживают авторитарную педагогику в силу своей неосведомленности. Правда, в последнее время наметились позитивные изменения: если раньше родители искали для своих детей строгого учителя, то в последние годы все чаще интересуются школой «с человеческим лицом». Но, как правило, такие предпочтения высказывают родители, которые уже «обожглись», отправив ребенка к требовательному, жесткому учителю.

– Современные дети с ранних лет начинают использовать гаджеты. Какое влияние этот фактор оказывает на их развитие?

– У современных детей крайне ограничен круг общения. Коммуникативным навыкам надо учить, ценность общения воспитывается и формируется, а не возникает сама по себе Значительная часть детей не посещает дошкольные учреждения, но и в детских садах свободного общения очень мало. Порой соревновательность закладывается с ранних лет: например, мне стало известно, что в одном детском саду применяются тренинги формирования лидеров. Но это не самая главная задача, гораздо важнее, чтобы педагоги занимались речевым развитием детей и учили их общаться, играть, выражать свои эмоции.

– Что нового внесли ФГОС в практику дошкольного образования?

– В стандартах дошкольного образования акцент сделан не на обучение, а на развитие ребенка, а в развитии главное — не темп (он разный у разных детей), не достижения в определенных баллах и цифрах, а постепенное, последовательное движение вперед. Остановка в развитии или регресс — вот что должно вызывать опасения у родителей и специалистов. Причины регресса могут быть разными — болезни, перегрузки, сильные стрессы. Все это может негативно сказаться на последующем обучении и осложнить адаптацию ребенка в первом классе.

– Как бы Вы сформулировали главное пожелание родителям, чьи дети скоро пойдут в первый класс?

Главное напутствие такое: не спешите отдавать детей в школу и при выборе образовательной организации руководствуйтесь не своими амбициями, а принимайте во внимание прежде всего возможности вашего ребенка.

На правах рекламы.

Загрузка формы комментариев