Суббота 23 июня, 13:06
Ясно + 26°
«Идиот» — чистейший образец литературной оперы, где максимально честно излагается сюжет с небольшими упрощениями

Князь Мышкин будто бы здоров...

Фото: кадр из сериала "Идиот"
В Большом театре состоялась премьера оперы Мечислава Вайнберга «Идиот», написанной по роману Достоевского.

Быть может, взглянув на афишу, кто-то подумает, что имя композитора совсем не известно. Но это ошибка. Вайнберг — автор музыки к мультфильмам про Винни-Пуха и Льва Бонифация, кинофильмам «Летят журавли», «Гиперболоид инженера Гарина», «Афоня» и «Укротительница тигров». «Идиот» же — последняя из его восьми опер, и ныне она впервые поставлена в Большом. Опера написана в 1986 году.

В 1991-м в сокращенном варианте ее поставил в Камерном музыкальном театре Борис Покровский. Таким образом, Вайнберг, которого не стало в 1996 году, увидел мало своих опер на московской сцене. Комическую оперу по роману Дюма «Любовь Д’Артаньяна» поставили в Театре им. Станиславского и НемировичаДанченко (1974); «Поздравляем!» (по Шолом-Алейхему) — в Театре Б. Покровского (1983).

«Композитор — это не забава, это вечный разговор, вечный поиск гармонии в людях и природе. Этот поиск — смысл и обязанность нашего кратковременного прохождения по Земле», — говорил Мечислав Вайнберг.

«Идиот» — чистейший образец литературной оперы, где максимально честно излагается сюжет с небольшими упрощениями. Князь Мышкин будто бы здоров: припадков у него нет, он лишь зябнет от начала и до конца оперы, но не теряет убеждeнности, что сострадание есть главнейший закон бытия человечества.

Режиссер Евгений Арье, четверть века живущий и работающий в Израиле, где он создал преуспевающий театр «Гешер», в содружестве со сценографом Семеном Пастухом, художниками — по костюмам Галиной Соловьевой и свету — Дамиром Исмагиловым, сделал умопомрачительно красивый спектакль. Чего стоит один только снегопад, зависший в пространстве. Или пронзительные, в стиле немого кино, зарисовки, как пристальный взгляд в сущность главных персонажей. И как тут не вспомнить сентенцию чиновника Лукьяна Лебедева (отличная работа Константина Шушакова): «Почти всякая действительность хотя имеет непреложные законы свои, но почти всегда невероятна и неправдоподобна».

Несмотря на то что музыка сложна как для исполнения, так и для восприятия, публика с интересом ждет финального аккорда, наблюдая за редким множеством удачных работ солистов: эффектной красавицы Екатерины Морозовой в роли Настасьи Филипповны, затюканного Ганечки (Иван Максимейко), Аглаи (Юлия Мазурова), запоминающейся исполнением песенки, как из мультика: «Жил на свете рыцарь бедный…» И, конечно, хороши брутальный Рогожин (Петр Мигунов) и Богдан Волков (постоянно рефлексирующий Мышкин, внешне калькирующий кинообраз Евгения Миронова).

Жаль только, что оркестр под управлением поляка Михала Клауза звучит однообразно и громко. А Евгений Арье, вслед за композитором, не дает ответа на вопрос: кто все-таки для него князь Мышкин сотоварищи.     

Добавьте в избранное: Яндекс Дзен Яндекс Новости

Новости СМИ2

Загрузка...

Новости СМИ2