Понедельник 25 июня, 20:06
Ясно + 22°
Виктор Сухоруков, Алексей Гуськов, Владимир Симонов и Виктор Добронравов (слева направо) в сцене из спектакля Театра им. Евг. Вахтангова «Улыбнись нам, Господи». Он стал камнем преткновения между администрацией театра и писателем Григорием Кановичем, чей роман лег в основу постановки
Фото: Вячеслав Прокофьев/ТАСС

Какие меры помогут защитить столичных авторов от плагиата

Фото: Вячеслав Прокофьев/ТАСС
Театр им. Евг. Вахтангова обвинили в невыплате гонораров писателю Григорию Кановичу. Это лишь один из многих примеров конфликтных ситуаций на рынке авторских прав.

Предваряя панораму нарушения прав творцов, нужно отметить, что в России контролем за порядком в этой области занимаются аж три организации: помимо РАО, еще Российский союз правообладателей (РСП) и Всероссийская организация интеллектуальной собственности (ВОИС). Но, как показал круглый стол «Почему закон не защищает столичных авторов», прошедший в редакции «ВМ», усилий этих трех органов недостаточно.

12:47 16 февраля 2017

Круглый стол 16_02_17

НЕШЕКСПИРОВСКИЕ СТРАСТИ

Писатель Канович остался без гонораров за показ поставленного по его роману спектакля «Улыбнись нам, Господи» в ходе гастролей Театра им. Евг. Вахтангова летом по Северной Америке.

— Театром был заключен контракт на гастроли в Америке и Канаде, — пояснил «ВМ» директор театра Кирилл Крок. — Согласно его условиям, выплата гонорара автору лежит на принимающей стороне. Пусть все решит суд.

И хотя проблем с этим автором у вахтанговцев никогда не было (как, впрочем, и других проблем по части авторского права), репутация именитой сцены слегка подпорчена. А вот Театр на Таганке в течение последнего года дважды столкнулся с проблемой авторских прав. Первый раз — со спектаклем «Кориолан»: молодой режиссер Анна Потапова поставила его в рамках проекта «Репетиция», согласно которому трудовой договор с ней не заключался. Она утвердила афишу традиционного характера — все-таки спектакль по Шекспиру. Однако через пару месяцев театр в одностороннем порядке ее заменил на плакат модернистского толка с головой инопланетянина. Потапова была возмущена и единственное, чего добилась, — снятия ее имени с афиши.

— А не так давно, — рассказывает театровед Марина Тимашева, — Театр на Таганке объявил, что сделает инсценировку по повести Гоголя «Вий» с включением текстов из пьес «Панночка» Нины Садур и «Макбет» Шекспира. Однако незадолго до премьеры театр поменял формулировку: постановка будет только по мотивам повести Гоголя.

Зрители, видевшие ее, узнали текстовые выдержки из Садур. И если Шекспиру уже все равно (его авторское право истекло в 1686 году — через 70 лет после смерти), то здравствующей Садур — нет. Она обратилась за защитой в РАО.

ВЕСОМОЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО

— В кино творится полное безобразие, — подхватывает обсуждение киновед Ирина Павлова. — На моих глазах было множество случаев, когда молодой сценарист присылает продюсеру заявку со сценарием. После этого наступает длительное молчание — а затем выход фильма, копирующего сюжет молодого сценариста. Он возмущен, уверен, что его обокрали. А продюсеры спокойно говорят: «Нет. У вас герой — мальчик, у нас — девочка. У вас он — Саня, а у нас — Маня». Такое на каждом шагу! Адвокат Ольга Нямина уверена, что защищать свое авторство в этих случаях нужно через суд. Чтобы доказать свое первенство, автору нужно в момент создания выслать рукопись... самому себе по почте заказным письмом.

— Конверт, на котором будет штамп с датой, вскрыть на суде, — уточняет она. — Этого будет достаточно.

ИДЕИ ВИТАЮТ В ВОЗДУХЕ

А вот в случаях с копированием сюжетов в литературе все сложнее. Не так давно писатель Роман Сенчин для своего сочинения «Зона затопления» заимствовал сюжет знаменитой повести Валентина Распутина «Прощание с Матерой». Эксперты посчитали, что идеи (а сюжет — это идея) витают в воздухе, и их охранять невозможно. Наказуемо же только прямое заимствование.

— Специализированная экспертиза определит сходство произведений и объем заим- ствования, — отмечает Нямина. — Но ее проведение стоит больших денег.

Не все в порядке и с музыкой. Кавер-группы, перепевающие хиты отечественных и мировых звезд в кафе и ресторанах, сплошь нарушают права авторов песен. По-хорошему, они бы должны часть заработка перечислять им, но этого никто не делает. По таким нарушениям Москва — лидер в стране.

— В советское время все работало как часы, — ностальгирует музыкальный продюсер Игорь Сандлер. — Каждый месяц я приходил в сберкассу и получал свой честно заработанный гонорар. В том числе и за перепевку моих песен в ресторанах.

ЕСТЬ МНЕНИЕ  

МНЕНИЕ ЗА

Колонка поэта, автора песен «Отчий дом», «Яблоки на с негу» Андрея Дементьева

Из личного архива Андрея Дементьева

Кто-то захотел поменять власть

У меня лично никогда не было проблем с недополучением гонораров. Именно после прихода в РАО в качестве руководителя Сергея Федотова там начались перемены к лучшему. Я думаю, что более компетентного специалиста по авторскому и интеллектуальному праву сегодня в России нет. Любопытно, что члены авторского совета, которые работали с Сергеем Федотовым много лет, сейчас вдруг делают вид, что нынешняя ситуация для них открытие. Причем те, кто сейчас его обвиняет, были друзьями и коллегами Сергея. Не стоит забывать, что Федотов, помимо всего прочего, бизнесмен, и определенная часть авторских гонораров ему положена по закону как руководителю.

С ситуацией вокруг его ареста надо разобраться. Кому-то, видимо, потребовалось поменять власть. Каким-то образом избрали новый авторский совет, при этом старый и не лишенный легитимности совет в известность не поставили. Отобрали здание. Вдруг объявляется новый генеральный директор. Делается все келейно. Почему новый гендиректор не прошел процедуру коллективного утверждения?.. В целом вся эта ситуация оборачивается огромным неуважением к членам старого авторского совета. В нем Александра Пахмутова, Николай Добронравов, Лион Измайлов, Эдуард Артемьев — много настоящих звезд отечественной культуры. Будьте добры считаться с этим!

МНЕНИЕ ПРОТИВ

Колонка поэта, автора текстов песен «Натуральный блондин», «Это родина моя» Сергея Сашина

Из личного архива Сергея Сашина

Верните наши гонорары

Новая администрация Российского авторского общества не жаждет крови. Точку в деле Сергея Федотова, бывшего руководителя этой организации, должен поставить суд. Сейчас он находится под арестом. Лично меня это не удивляет: кто, как не первое лицо РАО, виноват в том, что многие российские правообладатели недополучили свои гонорары?

Я тоже в числе пострадавших. Какую именно сумму я недополучил, сказать пока не могу, учитывая огромный объем необработанных отчетов… Деньги приходили, а отчеты не обрабатывались.

Нас, авторов, насчитывается немало — целых 27 тысяч человек. Как мы можем знать, сколько денег недополучили? Как сейчас выясняется, огромные деньги получали никому не известные люди. И то, что Сергея Федотова арестовали по другому поводу, не говорит о его непричастности к исчезновению авторских гонораров. Просто на момент ареста доказательной базы по этой части не было, но она будет, уверяю вас. В этом меня убеждает первый предварительный отчет аудиторов в отношении деятельности бывшей администрации РАО. Через какое-то время одним будет просто стыдно за то, что они делали и говорили, а другим придется нанимать адвокатов.

ЦИФРА

4,7 миллиарда рублей поступило на счета Российского авторского общества в 2016 году. Из них 1,6 миллиарда общество потратило на собственные нужды.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Экс-гендиректор Российского авторского общества Сергей Федотов продолжает оставаться в СИЗО

Суд продлил его арест до 17 мая. Федотову грозит до десяти лет лишения свободы (далее...).

Виктор Сухоруков, Алексей Гуськов, Владимир Симонов и Виктор Добронравов (слева направо) в сцене из спектакля Театра им. Евг. Вахтангова «Улыбнись нам, Господи». Он стал камнем преткновения между администрацией театра и писателем Григорием Кановичем, чей роман лег в основу постановки
Фото: Вячеслав Прокофьев/ТАСС
Добавьте в избранное: Яндекс Дзен Яндекс Новости

Новости СМИ2

Загрузка...

Новости СМИ2