Неистовый Курентзис наполнил ночь музыкой
Несмотря на позднее начало концертов, усиленное сорокаминутной задержкой, и на то, что формально билеты (ценою до 20 тысяч) полностью не были распроданы, в зале наблюдался не просто аншлаг, а реальное безумство. Некоторые дамы едва не стонали в предчувствии встречи с любимым маэстро. А борьба за место, которое, казалось, останется без законного хозяина, выливалась в ожесточенные стычки между претендентами. И против всех консерваторских правил десятки людей, найдя местечко у стены, стоя слушали и смотрели концерт. Смотрели потому, что в концертах Теодора Курентзиса музыка если и оказывается главной, то не в единственном числе. Любой выход на публику дирижер превращает в шоу. И пусть это представление не всегда соответствует музыке, впечатление производит неизменно.
«Москве не хватает мага, и вот он здесь! — делится с подругой эмоциями дама, сидящая по соседству. И добавляет задумчиво: — И что он играет — не имеет значения!»
А программа первого дня была практически шлягерная, второго раритетная. Концерт № 4 для скрипки с оркестром (солист Дмитрий Синьковский), Симфония № 25 Моцарта и Симфония № 3 («Героическая») Бетховена — это финал европейского тура коллектива MusicAeterna. Исполнение некоторых пьес и фрагментов из опер Рамо — копия программы, что была явлена москвичам без ажиотажа осенью 2011-го. Надо признать, что тогда сопрано из Канады Барбара Ханниган была прекрасна. А вот выступающей ныне белорусской певице Надежде Кучер ночное пение давалось с явным трудом, порождая фальшь и сорванные ноты в кульминациях. Даже априори восторженная на вечерах Курентзиса публика не скрывала разочарования по поводу столь неудачного вокала.
Но Теодор Курентзис соответствовал ожиданиям фанатов. На сцене Большого зала он появился так, будто это и не ВИП-концерт (судя по стоимости билетов), а рядовая репетиция: джинсы, футболка, жилетка и шарф — неотъемлемый аксессуар богемного гардероба. За дирижерским пультом он танцевал, пел, бросал магнетические взгляды на оркестр и публику, совершал демонические пассы как руками, так и всем телом, попивая водичку прямо во время исполнения. Делал все возможное, чтобы никто из присутствующих не сводил с него взгляда. Хотя Теодор Курентзис говорит: «Самое главное, чтобы тебя не испортил успех. Мы знаем — это нечаянная радость, которая открывается на каждом сочинении, эти глаза, которые горят, когда мы хотим чтото новое делать, — это самое главное достижение, а не самые большие залы мира, премии, которые мы получаем». Премий у сорокапятилетнего дирижера, родившегося в Афинах, а нашедшего творческую реализацию на просторах России, множество. Только «Золотых масок» у него шесть штук.
И знаменитый игрой на аутентичных инструментах MusicAeterna звучал изысканно, часто в автономном режиме от дирижера. А Теодор Курентзис в завершение концерта Рамо взял барабан и, самозабвенно отбивая ритм, совершил круг почета вокруг оркестра.
«Музыка — это вирус. Ты не осознаешь, что он у тебя в крови, пока не сделаешь анализ», — убежден Теодор Курентзис.
И публика, похоже, справилась с этим тестом. Уже глубокой ночью люди расходились в экстатическом восторге. Правда, оставляя на местах непривычные для консерватории кучи хлама: остатки еды, пустые бутылки и прочий мусор, будто бы это был не классический концерт, а футбольное дерби.
Таксисты тысяче ночных пассажиров были тоже счастливы.