Пятница, 15 декабря, 07:12
Туман + 1°
На карамели «Красная Москва» кондитерской фабрики «Красный Октябрь» в советские времена изображали рабочего с флагом

Слаще всего изучать прошлое с конфетами: разглядывая их фантики, можно узнать все

Фото: Официальный сайт Музея истории русского десерта
Ах, вот он, рай для сладкоежек, ностальгирующих по тем временам, когда о вреде сладкого никто не говорил! 24 марта в «Измайлове» открывается выставка «Кондитерский пиар, или История XX века в фантиках». Корреспондент «ВМ» посетила выставку накануне открытия и узнала, как работали во времена оны первые русские пиарщики.

По словам Натальи Полонниковой, куратора выставки, кондитерская фабрика для предпринимателя начала ХХ века была настоящей золотой жилой.

— Промышленники сколачивали состояния на главной слабости, которой были подвержены абсолютно все сословия — любви к сладкому, — уверяет она.

Все стены в небольшом выставочном зале увешаны фантиками разных форм и мастей. Впрочем, уверяет Полонникова, примерно так выглядели до революции стены кухонь и столовых. И вообще, для того, чтобы обойти в конкурентной борьбе других кондитеров, промышленники нередко придавали конфетной упаковке утилитарный смысл. Например, резной деревянный короб для карамели производства фабрики Абрикосова можно было использовать для хранения чая или рукоделия.

— Абрикосов был первоклассным пиарщиком того времени, — рассказывает куратор. — Он отлично придумывал инфоповоды для газет: например, мог объявить, что у него в магазине на Тверской работают брюнетки, а на Поварской — блондинки. И народ шел смотреть, так ли это.

Другие кондитеры старались от него не отставать. Так, «Товарищество Эйнемъ» выпускало конфеты с вложенными в них картинками с видами Москвы или отрывками из романов.

— Для увеличения спроса на продукцию кондитеры привлекали к оформлению фантиков известных художников, — рассказывает куратор. — На Абрикосова работали Шемякин, Зворыкин и Лансере, а на фабрику Крамского — Билибин. После революции конфет и кондитеров стало меньше. Но маркетинговый подход новая власть использовала, пиаря свои достижения:

— Вот фантики с работами Родченко, — куратор показывает обертки с изображением пароходов и... тисков.

А название конфет «Наша индустрия» стимулировало не столько аппетит, сколько тягу к великим свершениям. Для придания же свершениям нужного темпа фантики украшались задорными речовками авторства главного копирайтера конструктивизма — Владимира Маяковского, вроде этой:

Нет буржуев, помещиков нет. Нами правит собственный Совет.

...Прошло сто лет, и нет уже ни помещиков, ни самих Советов. Хотя и оригинальных оберток я тоже вспомнить как-то не могу. Непонятно, с чем это связано: то ли сладкого люди стали меньше есть, то ли новые Абрикосовы еще не родились.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Татьяна Феина, создатель Музея истории русского десерта:

- Сейчас конфетный фантик, как и любая упаковка ХХ века, представляет собой не просто обертку, а интереснейший исторический источник, который в нашей стране только начинает входить в «научный оборот». Музеи упаковки создаются сейчас по всему миру. Это интересное музейное направление, которое поможет посмотреть на прошлое другими глазами.

Новости СМИ2

Загрузка...

Новости Финам

Новости партнеров

Реклама

Новости СМИ2

Новости партнеров