Река погибших кораблей
В не большой квартирке у станции метро «Проспект Мира» живет человек-легенда, контр-адмирал Юрий Константинович Сенатский.
Он поднимал с морского дна затопленные корабли и подводные лодки, спас многие жизни. Одной из самых памятных операций для Юрия Константиновича стала командировка в Читтагонг.
СДЕЛАТЬ СКАЗКУ БЫЛЬЮ
В 1947 году англичане разделили уходящую из имперских рук колонию Британская Индия на два государства — Индию и Пакистан. Клубок противоречий между ними позволял Альбиону по-прежнему влиять на политику в регионе, но долго удерживать ситуацию под контролем британцам не удалось. В конце 1971-го в Восточном Пакистане, в Бенгалии, вспыхнуло национальное восстание, активно поддержанное Индией. Пакистан свое отдавать не хотел, но чрезвычайно кровавый вооруженный конфликт через месяц закончился его поражением. Было провозглашено новое государство — Народная Республика Бангладеш (НРБ).
— Для населения разоренной страны независимость сразу обернулась диким голодом, — рассказывает контр-адмирал в отставке Сенатский. — По суше доставить продовольствие не позволяют географические условия, а фарватеры и акватории двух главных морских портов страны, Читтагонга и Кхулны, были напрочь перекрыты затопленными во время войны судами и минными полями. Как поется в песенке из мультика: «Нормальные герои всегда идут в обход...» Президент НРБ шейх Муджибур Рахман полетел просить срочной помощи в ООН окружным путем — через Москву. 3 марта 1972 года он встретился с Леонидом Брежневым и министром обороны СССР Андреем Гречко и попросил помочь...
Уже 6 марта командование Тихоокеанского флота получило директиву срочно готовить экспедицию в Бенгальский залив. В тот же день из Москвы в Читтагонг улетели эксперты — минеры и спасатели ВМФ СССР.
По мнению западных специалистов, чтобы поднять затопленные суда, требовалось не менее пяти лет. Но только мы умеем делать сказку былью: СССР взялся очистить прибрежные воды и порты Бангладеш от последствий войны всего за два года — до 1 июля 1974 года. Было заключено соглашение о предоставлении Бангладеш безвозмездной помощи. Советский ВМФ сформировал 12-ю экспедицию особого назначения (ЭОН-12). Ее первые корабли и суда отправились в Индийский океан 22 марта 1972 года.
ПРЕСТИЖ ДОРОЖЕ ДЕНЕГ
Свой первый орден Юрий Сенатский получил младшим лейтенантом в 1944-м — за проявленные мужество и героизм при высадке морского десанта на балтийские острова Эзель и Даго. В марте 1972-го его наградили вторым орденом Красной Звезды.
По совести, звание Героя Советского Союза надо было давать! Спасая в Центральной Атлантике аварийную атомную подлодку (АПЛ) К-19, главный инженер аварийно-спасательной службы (АСС) Балтфлота капитан 1-го ранга Сенатский вместе с двумя матросами-добровольцами спустился на ее борт с вертолета по канату. Выполнение «акробатического номера» прошло в условиях океанского шторма — при 6-метровых волнах. Прицепившись страховочными концами к леерам, чтобы не смыло, подныривая под накат гигантских волн, спасатели сумели завести и подсоединить воздушные шланги для продувки главной балластной цистерны АПЛ.
— С новеньким орденом я и прилетел в апреле 1972-го в Читтагонг, — вспоминает Юрий Константинович. — Наши встретили меня с радостью: я был в «авторитете», и все ждали, что мое мнение повлияет на «бодания» с Москвой. Дело в том, что для судоподъема требовались два плавкрана, способные поднимать грузы весом до 800 тонн. У нас такие не строили, а закупать за границей — дорого. Оценив обстановку, я согласился с коллегами и подписал экспертное заключение: без такой техники экспедиция обречена на неудачу.
Престиж страны дороже денег: советское правительство срочно выделило средства на постройку голландской фирмой на верфях немецкого Гамбурга двух сверхмощных плавкранов — «Судоподъем-1» и «Судоподъем-2».
«СТОП-ВОДА»
15 апреля 1972 года в воды реки Карнапхули у Читтагонга спустился первый советский военный водолаз.
— Ребята работали на ощупь — и это не метафора, — рассказывает Сенатский. — Как только я прилетел, коллеги показали мне «фокус»: зачерпнули забортной воды. Через час она отстоялась: ровно треть стакана занимал осевший ил. Впадающая в Бенгальский залив река Карнапхули несет огромные массы песка и ила. Подчиняясь тяготению Луны и Солнца, четыре раза в сутки течение меняет направление на обратное, гоняя воду со взвешенной мутью то из реки в океан, то из океана в реку со скоростью до 5 морских узлов. Из-за этого у водола- зов для работы были только промежутки, когда течение останавливалось между «разворотом» в другую сторону — несколько раз по часу в сутки. Эти интервалы наши моряки прозвали «стоп-вода».
— Времени было в обрез, а здесь еще водолазы стали один за другим выпрыгивать из воды и с ужасом рассказывать, что в придонной мути их кто-то щупает, — улыбается Юрий Константинович. — Стали грешить на диверсантов, но быстро разобрались, что это проделки любопытных дельфинов.
Водолазам в Читтагонге вообще нельзя было позавидовать. Мало что работали вслепую, так еще и температура воды ниже +35 градусов не опускалась. А на земле +45, и ни один наш корабль или судно не были оборудованы для плавания в тропических широтах, о кондиционерах знали понаслышке...
Посменно работали 150 водолазов, треть из них — гражданские люди, остальные — матросы, старшины, мичманы ВМФ. Поднимаясь после работы наверх, из тонких прорезиненных комбинезонов легководолазного снаряжения сливали жидкость. Комбезы были водонепроницаемыми, и в них бултыхалась не мутная вода Бенгальского залива, а человеческий пот. Каждый спуск — «мечта диетолога», минус 2–3 килограмма...
— Флотским медикам — большое спасибо! — говорит Сенатский. — Помимо «прелестей» климата, в Бангладеш — масса всевозможной заразы. Уберегли нас от многих бед. Лишь однажды был случай массового заражения. Местные пригласили нашу футбольную команду на товарищеский матч, а потом угостили матросиков мороженым. Все игроки плюс группа болельщиков потом на месяц «пришвартовались» в изоляторе — холера!
«ВОРОТА ЖИЗНИ»
Для возобновления судоходства реку Карнапхули у порта Читтагонг надо было расчистить как минимум от 15 затопленных судов. Только три из них — «Анис Бакш», «Карнапхули» и «Аль Аббас» — стояли притопленными у причалов. Их после откачки ила и воды и установки на бортах железных заплаток удалось отбуксировать к месту судоразделки. Остальные суда пришлось поднимать со дна.
— Это была интересная работа для судоподъемщиков, — вспоминает Юрий Константинович. — Было где развернуться полету инженерной мысли.
Одновременно с подъемом судов наши морские тральщики вылавливали в Бенгальском заливе мины.
— По иронии судьбы это были русские мины, — говорит контр-адмирал. — После Великой Отечественной на складах ТОФ устроили инвентаризацию. Обнаружили якорные мины времен еще Русско-японской войны. Что с ними делать? В качестве братской помощи подарили десятки тысяч мин китайцам.
Те с благодарностью приняли, а потом продали их Пакистану. Пакистанцы в Бенгальском заливе минировали без картографической привязки, хаотично, как Аллах на душу положит. Индусы начинали тралить до нас, но стали подрываться. А мы обошлись без жертв.
Советские моряки работали без выходных, и уже в июле 1972 года порт заработал на полную мощность.
— Как писали тогда в газетах: «Ворота жизни Бангладеш — порт Читтагонг — снова открыты», — вспоминает Сенатский. — А местные жители относились к нам как к спасителям. Они понимали, что это мы избавили их от голодной смерти. В Бангладеш семья, где 5–6 детей, — это фактически бездетная семья. Норма — 11–12 детей. Всех их надо кормить, и ртов только прибавляется. Когда я прилетел в Бангладеш в 1972-м, население страны составляло 64 миллиона человек. Когда улетал в 1974-м — уже 91 миллион...
ПОДНЯЛИ НЕПОДЪЕМНОЕ
...Пароход «Сурма» поднять было невозможно. Не было еще такого в мировой практике судоподъема, чтобы кто-то смог сделать подобное. Сухогруз водоизмещением 15 000 тонн лежал на грунте на глубине 12 метров, пробитым правым бортом погрузившись в ил наполовину.
У замкомандира по судоподъемным работам ЭОН-12 ВМФ СССР капитана 1-го ранга Юрия Сенатского было другое мнение. Он уже был рекордсменом — первым в мире сумел поднять подлодку с глубины 200 метров.
Из трюмов «Сурмы» грунтососом за несколько месяцев откачали 25 тысяч кубометров ила. Проделали в бортах судна дыры, а через них протянули тросы с цепями. Мощные краны, поочередно давая на эти цепи нагрузку, разрезали «утопленницу» на части, поднять которые было уже делом техники.
Всего за время работы в Бангладеш ЭОН-12 нашими моряками было поднято с глубин до 30 метров 26 судов общим водоизмещением около 100 тысяч тонн.
В юной стране еще не было государственных наград, поэтому всем советским матросам, старшинам, мичманам и офицерам вручили на память награды, отлитые из переплавленных бронзовых винтов «Сурмы».
Такая кустарно отчеканенная медаль хранится дома и у Юрия Сенатского.
ДОСЬЕ
Юрий Константинович Сенатский родился 13 октября 1924 года. На военном флоте с 1940 года — от воспитанника 2-й Ленинградской спецшколы ВМФ до контр-адмирала. В 1944-м младшим лейтенантом участвовал в десантных операциях Балтфлота.
После войны окончил Высшее военно-морское инженерное училище им. Ф. Э. Дзержинского. Участвовал во многих спасательных и судоподъемных работах. За операцию в Бангладеш награжден орденом Трудового Красного Знамени.
СПРАВКА
В составе экспедиции особого назначения-12 (ЭОН) участвовали в оказании помощи Бангладеш около 1500 человек. Еще полторы сотни моряков служили на тральщиках, разминировавших Бенгальский залив. Советские военнослужащие не чувствовали себя оторванными от Родины. Радисты регулярно принимали радиотрансляции из СССР. У ЭОН был свой самолет Ил-18. Два раза в месяц он летал в Москву, привозил почту, газеты. Адрес экспедиции был столичный — «Москва-100».
ЦЕНА ВОПРОСА
Пока наши военные моряки оказывали бескорыстную помощь в Читтагонге, для очистки небольшого бангладешского порта Чална был создан международный консорциум. За подъем четырех затопленных там судов американцам, итальянцам и югославам ООН заплатила 10 миллионов долларов.