Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Река погибших кораблей

Общество
Легенда флота Юрий Сенатский самый знаменитый специалист по аварийно-спаcательным и судоподъемным операциям. Об одной из них он рассказал «ВМ».

В не большой квартирке у станции метро «Проспект Мира» живет человек-легенда, контр-адмирал Юрий Константинович Сенатский.

Он поднимал с морского дна затопленные корабли и подводные лодки, спас многие жизни. Одной из самых памятных операций для Юрия Константиновича стала командировка в Читтагонг.

СДЕЛАТЬ СКАЗКУ БЫЛЬЮ

В 1947 году англичане разделили уходящую из имперских рук колонию Британская Индия на два государства — Индию и Пакистан. Клубок противоречий между ними позволял Альбиону по-прежнему влиять на политику в регионе, но долго удерживать ситуацию под контролем британцам не удалось. В конце 1971-го в Восточном Пакистане, в Бенгалии, вспыхнуло национальное восстание, активно поддержанное Индией. Пакистан свое отдавать не хотел, но чрезвычайно кровавый вооруженный конфликт через месяц закончился его поражением. Было провозглашено новое государство — Народная Республика Бангладеш (НРБ).

Река погибших кораблей Судоподъемные работы в порте Читтагонг. Фото 1972 года / Фото: Владимир Овечкин/ТАСС

— Для населения разоренной страны независимость сразу обернулась диким голодом, — рассказывает контр-адмирал в отставке Сенатский. — По суше доставить продовольствие не позволяют географические условия, а фарватеры и акватории двух главных морских портов страны, Читтагонга и Кхулны, были напрочь перекрыты затопленными во время войны судами и минными полями. Как поется в песенке из мультика: «Нормальные герои всегда идут в обход...» Президент НРБ шейх Муджибур Рахман полетел просить срочной помощи в ООН окружным путем — через Москву. 3 марта 1972 года он встретился с Леонидом Брежневым и министром обороны СССР Андреем Гречко и попросил помочь...

Уже 6 марта командование Тихоокеанского флота получило директиву срочно готовить экспедицию в Бенгальский залив. В тот же день из Москвы в Читтагонг улетели эксперты — минеры и спасатели ВМФ СССР.

По мнению западных специалистов, чтобы поднять затопленные суда, требовалось не менее пяти лет. Но только мы умеем делать сказку былью: СССР взялся очистить прибрежные воды и порты Бангладеш от последствий войны всего за два года — до 1 июля 1974 года. Было заключено соглашение о предоставлении Бангладеш безвозмездной помощи. Советский ВМФ сформировал 12-ю экспедицию особого назначения (ЭОН-12). Ее первые корабли и суда отправились в Индийский океан 22 марта 1972 года.

ПРЕСТИЖ ДОРОЖЕ ДЕНЕГ

Свой первый орден Юрий Сенатский получил младшим лейтенантом в 1944-м — за проявленные мужество и героизм при высадке морского десанта на балтийские острова Эзель и Даго. В марте 1972-го его наградили вторым орденом Красной Звезды.

Река погибших кораблей Судоподъемные работы в порте Читтагонг. Фото 1972 года / Фото: Владимир Овечкин/ТАСС

По совести, звание Героя Советского Союза надо было давать! Спасая в Центральной Атлантике аварийную атомную подлодку (АПЛ) К-19, главный инженер аварийно-спасательной службы (АСС) Балтфлота капитан 1-го ранга Сенатский вместе с двумя матросами-добровольцами спустился на ее борт с вертолета по канату. Выполнение «акробатического номера» прошло в условиях океанского шторма — при 6-метровых волнах. Прицепившись страховочными концами к леерам, чтобы не смыло, подныривая под накат гигантских волн, спасатели сумели завести и подсоединить воздушные шланги для продувки главной балластной цистерны АПЛ.

— С новеньким орденом я и прилетел в апреле 1972-го в Читтагонг, — вспоминает Юрий Константинович. — Наши встретили меня с радостью: я был в «авторитете», и все ждали, что мое мнение повлияет на «бодания» с Москвой. Дело в том, что для судоподъема требовались два плавкрана, способные поднимать грузы весом до 800 тонн. У нас такие не строили, а закупать за границей — дорого. Оценив обстановку, я согласился с коллегами и подписал экспертное заключение: без такой техники экспедиция обречена на неудачу.

Престиж страны дороже денег: советское правительство срочно выделило средства на постройку голландской фирмой на верфях немецкого Гамбурга двух сверхмощных плавкранов — «Судоподъем-1» и «Судоподъем-2».

«СТОП-ВОДА»

15 апреля 1972 года в воды реки Карнапхули у Читтагонга спустился первый советский военный водолаз.

— Ребята работали на ощупь — и это не метафора, — рассказывает Сенатский. — Как только я прилетел, коллеги показали мне «фокус»: зачерпнули забортной воды. Через час она отстоялась: ровно треть стакана занимал осевший ил. Впадающая в Бенгальский залив река Карнапхули несет огромные массы песка и ила. Подчиняясь тяготению Луны и Солнца, четыре раза в сутки течение меняет направление на обратное, гоняя воду со взвешенной мутью то из реки в океан, то из океана в реку со скоростью до 5 морских узлов. Из-за этого у водола- зов для работы были только промежутки, когда течение останавливалось между «разворотом» в другую сторону — несколько раз по часу в сутки. Эти интервалы наши моряки прозвали «стоп-вода».

— Времени было в обрез, а здесь еще водолазы стали один за другим выпрыгивать из воды и с ужасом рассказывать, что в придонной мути их кто-то щупает, — улыбается Юрий Константинович. — Стали грешить на диверсантов, но быстро разобрались, что это проделки любопытных дельфинов.

Водолазам в Читтагонге вообще нельзя было позавидовать. Мало что работали вслепую, так еще и температура воды ниже +35 градусов не опускалась. А на земле +45, и ни один наш корабль или судно не были оборудованы для плавания в тропических широтах, о кондиционерах знали понаслышке...

Река погибших кораблей Советский траулер СРТМ «Уша», переданный в дар народу Бангладеш в порту Читтагонг. Фото 1972 года / Фото: Владимир Овечкин/ТАСС

Посменно работали 150 водолазов, треть из них — гражданские люди, остальные — матросы, старшины, мичманы ВМФ. Поднимаясь после работы наверх, из тонких прорезиненных комбинезонов легководолазного снаряжения сливали жидкость. Комбезы были водонепроницаемыми, и в них бултыхалась не мутная вода Бенгальского залива, а человеческий пот. Каждый спуск — «мечта диетолога», минус 2–3 килограмма...

— Флотским медикам — большое спасибо! — говорит Сенатский. — Помимо «прелестей» климата, в Бангладеш — масса всевозможной заразы. Уберегли нас от многих бед. Лишь однажды был случай массового заражения. Местные пригласили нашу футбольную команду на товарищеский матч, а потом угостили матросиков мороженым. Все игроки плюс группа болельщиков потом на месяц «пришвартовались» в изоляторе — холера!

«ВОРОТА ЖИЗНИ»

Для возобновления судоходства реку Карнапхули у порта Читтагонг надо было расчистить как минимум от 15 затопленных судов. Только три из них — «Анис Бакш», «Карнапхули» и «Аль Аббас» — стояли притопленными у причалов. Их после откачки ила и воды и установки на бортах железных заплаток удалось отбуксировать к месту судоразделки. Остальные суда пришлось поднимать со дна.

— Это была интересная работа для судоподъемщиков, — вспоминает Юрий Константинович. — Было где развернуться полету инженерной мысли.

Одновременно с подъемом судов наши морские тральщики вылавливали в Бенгальском заливе мины.

— По иронии судьбы это были русские мины, — говорит контр-адмирал. — После Великой Отечественной на складах ТОФ устроили инвентаризацию. Обнаружили якорные мины времен еще Русско-японской войны. Что с ними делать? В качестве братской помощи подарили десятки тысяч мин китайцам.

Те с благодарностью приняли, а потом продали их Пакистану. Пакистанцы в Бенгальском заливе минировали без картографической привязки, хаотично, как Аллах на душу положит. Индусы начинали тралить до нас, но стали подрываться. А мы обошлись без жертв.

Советские моряки работали без выходных, и уже в июле 1972 года порт заработал на полную мощность.

Река погибших кораблей Удостоверение Сенатского — учашегося морской спецшколы / Фото: Из личного архива Юрия Сенатского

— Как писали тогда в газетах: «Ворота жизни Бангладеш — порт Читтагонг — снова открыты», — вспоминает Сенатский. — А местные жители относились к нам как к спасителям. Они понимали, что это мы избавили их от голодной смерти. В Бангладеш семья, где 5–6 детей, — это фактически бездетная семья. Норма — 11–12 детей. Всех их надо кормить, и ртов только прибавляется. Когда я прилетел в Бангладеш в 1972-м, население страны составляло 64 миллиона человек. Когда улетал в 1974-м — уже 91 миллион...

ПОДНЯЛИ НЕПОДЪЕМНОЕ

...Пароход «Сурма» поднять было невозможно. Не было еще такого в мировой практике судоподъема, чтобы кто-то смог сделать подобное. Сухогруз водоизмещением 15 000 тонн лежал на грунте на глубине 12 метров, пробитым правым бортом погрузившись в ил наполовину.

У замкомандира по судоподъемным работам ЭОН-12 ВМФ СССР капитана 1-го ранга Юрия Сенатского было другое мнение. Он уже был рекордсменом — первым в мире сумел поднять подлодку с глубины 200 метров.

Из трюмов «Сурмы» грунтососом за несколько месяцев откачали 25 тысяч кубометров ила. Проделали в бортах судна дыры, а через них протянули тросы с цепями. Мощные краны, поочередно давая на эти цепи нагрузку, разрезали «утопленницу» на части, поднять которые было уже делом техники.

Всего за время работы в Бангладеш ЭОН-12 нашими моряками было поднято с глубин до 30 метров 26 судов общим водоизмещением около 100 тысяч тонн.

В юной стране еще не было государственных наград, поэтому всем советским матросам, старшинам, мичманам и офицерам вручили на память награды, отлитые из переплавленных бронзовых винтов «Сурмы».

Такая кустарно отчеканенная медаль хранится дома и у Юрия Сенатского.

ДОСЬЕ

Юрий Константинович Сенатский родился 13 октября 1924 года. На военном флоте с 1940 года — от воспитанника 2-й Ленинградской спецшколы ВМФ до контр-адмирала. В 1944-м младшим лейтенантом участвовал в десантных операциях Балтфлота.

После войны окончил Высшее военно-морское инженерное училище им. Ф. Э. Дзержинского. Участвовал во многих спасательных и судоподъемных работах. За операцию в Бангладеш награжден орденом Трудового Красного Знамени.

СПРАВКА

В составе экспедиции особого назначения-12 (ЭОН) участвовали в оказании помощи Бангладеш около 1500 человек. Еще полторы сотни моряков служили на тральщиках, разминировавших Бенгальский залив. Советские военнослужащие не чувствовали себя оторванными от Родины. Радисты регулярно принимали радиотрансляции из СССР. У ЭОН был свой самолет Ил-18. Два раза в месяц он летал в Москву, привозил почту, газеты. Адрес экспедиции был столичный — «Москва-100».

ЦЕНА ВОПРОСА

Пока наши военные моряки оказывали бескорыстную помощь в Читтагонге, для очистки небольшого бангладешского порта Чална был создан международный консорциум. За подъем четырех затопленных там судов американцам, итальянцам и югославам ООН заплатила 10 миллионов долларов.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.