Ещё раз про любовь
— Сергей Васильевич, постановка многим показалась удивительно ясной, реалистичной и легкой. Мистики, как ни странно, немного...
— Трудно оценивать свою работу. На мой взгляд, в спектакле есть и фантасмагоричность, и метафористичность, и острота. У нас не было намерения иллюстрировать роман. Хотелось придумать некий сценический ход, который развернул бы его так, чтобы было интересно.
— По какому принципу распределяли роли?
— В спектакле участвует почти вся труппа театра. Каждый актер теоретически может сыграть несколько ролей.
— В образе Маргариты некоторые литературоведы видят жену автора Елену Сергеевну. А вы учитывали, что в героях романа есть черты реальных людей?
— Роман «Мастер и Маргарита» — художественный вымысел, и искать прототипы вряд ли верно. Маргарита — собирательный образ. Думаю, в ее характере отразились черты многих женщин, которых любил Булгаков.
— Действие в спектакле происходит в сумасшедшем доме, а сам спектакль построен в жанре «шизофрения» — в соответствии с главой шестой романа. Не кажется ли вам, что и сам роман — некий... бред?
— Для меня это цельное произведение, которое не завершено. И в этом есть тайна. Сохранилось несколько редакций романа. Окончательной версии Булгаков нам не оставил. Поскольку роман в поисках завершения, еще поэтому он такой живой и парадоксальный.
— Утверждают, что роман оказывает мистическое влияние на тех, кто берется его инсценировать или экранизировать...
— Так можно подойти к Гоголю, к Шекспиру, к Достоевскому... Каждое великое произведение затрагивает бессознательное. Есть роман, есть сценическое пространство, есть артисты и желание сочинить игру. Говорить о возможных случайностях несерьезно.
— Театралы ждали эту премьеру. Повышенный интерес не был грузом для вас?
— Работаешь ведь для радости, а не для успеха или оценки.
— Но реакция зрителя важна?
— Получился спектакль или нет, можно понять только после того, когда приходит зритель. Именно зал расставляет акценты в спектакле. Причем зрительный зал всегда разный. Прелесть театра еще и в непредсказуемости реакции зрителя.