Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Как Вольфыч оказался в мировом тренде и за свободу слова

Общество
Как Вольфыч оказался в мировом тренде и за свободу слова
Политолог Георгий Бовт, колумнист «ВМ» / Фото: Анна Иванцова, «Вечерняя Москва»
Лидер ЛДПР Владимир Жириновский предложил отменить так называемый день тишины и разрешить агитацию даже в день проведения выборов для повышения явки избирателей. Очевидно, тем самым он хочет повысить явку прежде всего на предстоящих президентских выборах. Есть ли рациональное зерно в таком предложении, в принципе?

Нынешнее российское выборное законодательство исходит из того, что избиратель должен накануне выборов крепко подумать о том, за кого ему голосовать. Притом в тишине. Чтобы на него не давили результаты опросов общественного мнения, публиковать их запрещено еще более загодя – за неделю до дня голосования. Теперь ответим себе честно на вопрос: соблюдаются ли все эти ограничения в полной мере на практике?

Ну насчет опросов – более-менее соблюдаются. Социологи более контролируемы. А вот насчет «тишины» - нет ее, тишины этой. И не только потому, что на деле предвыборные агитационные плакаты просто не успевают снимать отовсюду, где они развешаны. И не только потому, что часто просто даже сами призывы «прийти и выполнить свой гражданский долг» на деле являются косвенной (а потому лукавой) агитацией за того кандидата или партию, кому выгоднее как раз повышенная явка. И не только потому, что «незаконную агитацию» подчас нет просто технической возможности пресечь, а еще чаще – и желания нет этим всерьез заниматься. А еще и потому, что мир со времени появления такого «дня тишины» сильно изменился.

С появлением массового интернета, социальных сетей всяких «телеграмм-каналов» и мессенджеров «традиционные формы агитации» все менее оказываются способными конкурировать с новейшими. К тому же никакие социальные сети и аккаунты в них просто не подчиняются всем этим запретам. Можно, конечно, дойти до абсурда и запретить интернет на дни перед голосованием вовсе. Но зачем? Может быть, просто пойти по уже опробованному в буквальном смысле на земле примеру: если люди протоптали через газон дорожку, то не надо там городить железный забор, а надо просто это дорожку заасфальтировать. Ну или плиткой уложить.

Если посмотреть на мировой опыт, то он очень разный. В тех странах, где есть ограничения на агитацию накануне выборов, как правило, они распространяются на сутки-двое накануне дня голосования. В восточноевропейских странах такие ограничения есть, например, в Боснии и Герцеговине, Венгрии, Македонии, Польше, Словении, Сербии, Хорватии, Чехии и Черногории. А вот из западноевропейских стран – только в Италии, Франции и Испании и еще на Мальте. Ограничения есть даже не во всех постсоветских государствах: в Армении, Азербайджане, на Украине. Из развитых стран схожих запретов придерживаются в Австралии (там голосуют по субботам, агитация запрещена уже со среды), Новой Зеландии, да еще в Канаде (в последних двух странах запрещена агитация только непосредственно в день голосования). А вот в остальных развитых странах, да и не развитых тоже не считают нужным ограничивать агитацию. Считая либо такое ограничение бесполезным и бессмысленным, либо ущемляющим свободу слова. Лишь в 36 странах мира из более чем 200 действуют ограничения на агитацию накануне и в день голосования. На публикацию результатов соцопросов – в еще в меньшем числе стран. 

В Болгарии семь лет назад Конституционный суд постановил, что «день тишины» и любые ограничения на агитацию нарушают свободу слова. В Венгрии двумя годами раньше такой же суд запретил ограничивать публикацию результатов опросов, хотя поддержал «день тишины» для прямой агитации. Аналогичным путем пошли в 2011 году власти Словении. То есть Владимир Вольфович – в мировом тренде, можно сказать. Или ему кто посоветовал?

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.