Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Последняя инстанция. Омбудсмен Татьяна Потяева: Жилищный вопрос — один из важнейших для москвичей

Все остальные
Последняя инстанция. Омбудсмен Татьяна Потяева: Жилищный вопрос — один из важнейших для москвичей
17 апреля. Уполномоченный по правам человека в столице Татьяна Потяева рассказывает об итогах работы за 2016 год в редакции «Вечерней Москвы» / Фото: Александр Кожохин, «Вечерняя Москва»
В пресс-центре редакции газеты «Вечерняя Москва» состоялась встреча членов редколлегии издания с Уполномоченным по правам человека в городе Москве Татьяной Потяевой. В интервью она рассказала журналистам, что должен учитывать новый закон о сносе хрущевок, как вытрезвители помогают столичным семьям и почему камеры следственных изоляторов до сих пор переполнены.

Татьяна Александровна, 12 апреля в Мосгордуме вы рассказали о проделанной за год работе. По каким направлениям, на ваш взгляд, были приняты знаковые решения?

— Ежегодно уполномоченный представляет мэру города и депутатам Мосгордумы доклад о своей деятельности. Доклад за 2016 год я начала с подведения итогов того, что удалось сделать за прошедший период. Очевидно, что жилищный вопрос — один из самых важных для москвичей. На протяжении двух лет мы получали обращения от семей, проживающих на территории Новой Москвы. Они сообщали, что находятся в неравных правах с коренными москвичами с точки зрения жилищной политики. Ведь когда данная территория принадлежала Московской области, все нуждавшиеся в новом жилье участвовали в федеральной программе «Жилище». Они могли получить дополнительные средства из бюджета и улучшить свои жилищные условия. Как только они присоединились к Москве, которая не участвует в этой программе, жители выпали из категории граждан, которая могла претендовать на улучшение жилищных условий. Узнав об этой проблеме, я обратилась в Департамент городского имущества и получила ответ, что поселения могут сами формировать собственные жилищные программы. Однако бюджеты поселений ТиНАО и старой Москвы слишком разные, и они не в состоянии сформировать свои жилищные программы. Однако в конце 2016 года были внесены изменения в жилищное законодательство Москвы в части передачи полномочий от муниципалитетов Департаменту городского имущества, и теперь жители Новой Москвы могут участвовать в общегородских жилищных программах. Это важно.

Еще одна проблема, которая нас взволновала, — это вопрос о так называемых зацеперах — подростках, которые ездят на крышах электричек или между вагонами по железной дороге. Тем самым они подвергают опасности не только свою жизнь, но и жизнь других людей. Часто это приводит к гибели несовершеннолетних. Нам удалось включить в занятия по безопасности жизнедеятельности тему о безопасном поведении на железнодорожном транспорте, а депутаты Московской городской думы вышли с законодательной инициативой по этой теме в Государственную думу.

Также нас очень беспокоит проблема суицидов среди детей. Существует целый ряд закрытых групп в социальных сетях в интернете, где подростков призывают к самоубийствам. В результате психологического давления и зловещих квестов подростки заканчивают жизнь самоубийством. Противостоять этому крайне сложно, ведь на месте заблокированных сайтов очень быстро появляются новые. Мы считаем, что призыв участвовать в подобных играх надо приравнять к призыву к суициду. Мы обозначили нашу позицию на заседании круглого стола в МГД при обсуждении новой инициативы депутатов.

По итогам прошлого года москвичи обращались к уполномоченному чуть больше четырех тысяч раз. Но по сравнению с 2015 годом эта цифра сократилась почти на тысячу. С чем это связано?

— На самом деле мы даже рады, что обращений стало меньше. Наверное, исполнительная власть всех уровней стала более внимательно и профессионально подходить к разрешению возникающих вопросов. Также хотелось бы надеяться, что права горожан стали нарушаться меньше, а люди — чувствовать себя более защищенными. Кроме того, работа уполномоченного — это не только защита прав. Мы также занимаемся и правовым просвещением горожан.

Теперь многие ответы на свои вопросы жители могут найти и в вестнике «Московский омбудсмен», и на официальном сайте уполномоченного. Аппаратом уполномоченного организованы «мобильные приемные». Жители отдаленных территорий не очень часто приходят на прием к уполномоченному. Дело в том, что им сложнее добираться до нас в силу расстояния. Например, многодетной маме тяжело оставить детей одних, а той, что воспитывает ребенка-инвалида, тяжелее вдвойне. Чтобы помочь этим и другим семьям, мы организовали «мобильные приемные»: юристы из аппарата уполномоченного приезжают в отдаленные районы Москвы и там, на месте, проводят прием горожан.

Изначально такие приемные работали в окружных управлениях Департамента труда и социальной защиты населения города, но в 2016 году людей стало волновать и городское строительство, и развитие местных парков, и снос гаражей, и расширение платных парковок — то есть те вопросы, которые выходят за рамки социальных. Поэтому мы обратились в управы столицы, чтобы проводить «мобильные приемные» и на их территориях. Прежде чем ответить на вопросы москвичей, мы выясняем, как муниципальные депутаты изучили эту тему. Как, исполняя свои обязанности, они встречались с жителями, все ли подробно рассказали и всех ли проинформировали. В рамках слаженной работы органы власти стали больше просвещать жителей. И это тоже повлияло на снижение числа обращений.

Сейчас депутаты Мосгордумы рассматривают возможность вернуть городу системы вытрезвителей. Есть ли в этом острая необходимость?

— Эта тема очень актуальна. Каждая вторая семья, где ребенок стал сиротой, распалась из-за поведения родителей, зависимых от алкоголя. После того как их лишают родительских прав, ребенок попадает в специальное учреждение.

Государство берет на себя ответственность за его нормальную жизнь, пока родители остаются безнаказанными и продолжают вести асоциальный образ жизни. Когда мы обсуждали вопрос возвращения вытрезвителей, органы внутренних дел показали нам нерадостную статистику. Согласно ей, часто несовершеннолетние из таких неблагополучных семей сами становятся зависимыми от алкоголя. Очень важно, чтобы у нас были учреждения, которые бы оказывали им и их родителям помощь. К решению этой проблемы необходимо подходить комплексно. Ведь алкоголизм зависит от многих социальных факторов: и потеря надежды на улучшение жизненных условий, и определенные трудности при устройстве на работу. Для многих это средство ухода от действительности, «преодоление» дискомфортности и стрессов, «забвения» от трудностей и забот. В этой связи очень важно проследить причины повышенного спроса населения на спиртное.

Если рассматривать эту проблему с точки зрения соблюдения прав и свобод человека, то они могут быть ограничены только в том случае, если этот человек нарушает права и законные интересы других лиц. Этот вопрос может решаться только на уровне федерального законодательства.

На рассмотрении Госдумы находится проект реновации жилищного фонда. Будете ли вы участвовать в работе по контролю над тем, чтобы мнение жителей было учтено в полной мере?

— Конечно. Как уполномоченного меня беспокоит, каким образом будет учитываться мнение жителей. В новом законе должны быть созданы инструменты, которые соберут решения всех участников программы. Это первостепенная задача по соблюдению прав москвичей по программе реновации пятиэтажек. Закон должен быть принят в интересах жителей. Кроме того, в проекте документа много отсылочных норм. А такой закон должен быть максимально открытым: в нем необходимо четко и понятно все прописать. С другой стороны, правительство Москвы берет на себя огромную ответственность. Думаю, реновация станет еще и большим подарком москвичам, если все будет осуществлено в рамках правового поля.

Кроме личных приемов вы проводите встречи с жителями совместно с уполномоченными других российских регионов. По каким вопросам обмениваетесь опытом? Иностранный опыт каких коллег и по каким позициям нашему городу особенно интересен?

— Встречи с коллегами из регионов проводятся, чтобы поделиться опытом Москвы. Все-таки во многих вопросах столица опережает своих коллег. Знаете, у нас все очень грамотно выстроено: в одном аппарате вместе работают Уполномоченный по правам человека и Уполномоченный по правам ребенка. Все проблемы детей возникают из-за проблем взрослых. Поэтому в течение года мы проводим два форума: по проблемам взрослых и детей. Кроме того, собираем уполномоченных, чтобы не только поделиться нашими прогрессивными наработками, но и узнать о новшествах коллег. В 2016 году мы проводили большой форум о роли общественных некоммерческих организаций в защите прав москвичей.

По его итогам вместе выработали целый блок решений на 2017 год, чтобы посмотреть, как будет продвигаться тема поддержки общественного сектора.

Мы подняли проблему защиты прав детей на развитие своих способностей. О тех детях, которые находятся в трудной жизненной ситуации, мы говорим всегда. А о талантливых ребятах — не так часто, как хотелось бы. Сегодняшнее московское образование сильно изменилось: постепенно исчезают лицеи и гимназии, все школы подстраиваются под единые стандарты. Но что будет с детьми, которые имеют особые таланты и мотивацию к обучению? Эту тему мы обсуждали с коллегами из регионов. Отрадно, что в России были запущены различные проекты для этих детей — «Золото нации», «Голос», «Синяя птица» и многие другие. Нас услышали, эта тема получила особое звучание. Не только в Москве, но и в субъектах.

Также мы принимаем участие в «Днях Москвы» в регионах и вместе с уполномоченными проводим приемы граждан. Например, вместе с Уполномоченным по правам человека в Тульской области мы приняли шесть тульчан, права которых были нарушены в Москве. Мы помогли сдвинуть их проблему, как говорится, с мертвой точки. Тема соблюдения прав граждан на нашей территории для зарубежных коллег очень актуальна.

Так, на встрече с аппаратом уполномоченного представители швейцарского посольства, например, поинтересовались, как соблюдаются права граждан в городе в рамках шествий, митингов, демонстраций, в следственных изоляторах. Сотрудники Совета Европы провели семинар для уполномоченных, на котором рассказывали о соблюдении прав человека во время футбольных игр, ведь скоро Россия, и Москва в том числе, примет чемпионат мира по футболу. Семинар шел два дня, было очень полезно узнать, как защищать людей, которые подвергаются дискриминации на спортивных соревнованиях.

Вы бываете в СИЗО по долгу службу. Много ли претензий к условиям содержания и соблюдению прав людей, находящихся в местах принудительного содержания?

— Содержание людей в следственных изоляторах — важная тема, и к нам поступает много обращений граждан. Основные жалобы касаются не столько их содержания, сколько того, что ему предшествовало. В частности, каким образом происходило их задержание, была ли применена сила. Эти вопросы мы потом отрабатываем с органами внутренних дел.

Много обращений поступает о неоказании надлежащей медицинской помощи. Правда, на поверку оказывается, как правило, что и недостатка в лекарствах нет, да и все обследования проводятся. Но вот существуют определенные проблемы в СИЗО с медицинскими кадрами.

Разница в заработной плате между федеральными и московскими медучреждениями очень большая. Поэтому привлечь москвичей-медиков к работе в СИЗО сложно. Мы обратились в Федеральную службу исполнения наказаний, чтобы они подумали над мерами поддержки медицинских сотрудников СИЗО. Еще одна наболевшая тема московских СИЗО — перелимит. Два года назад он составлял 44,2 процента. На сегодняшний день — 22,8 процента.

Эту цифру удалось сократить благодаря сотрудничеству со Следственным комитетом. Когда я только начинала работать в должности уполномоченного, я задавала руководителям СИЗО такой вопрос: а сколько здесь тех, кто мог бы тут сегодня не находиться? И получала ответ: до 30 процентов людей. Конечно, причины разные: и долгое следствие, и большой процент содержащихся под стражей приезжих, к которым невозможно применить домашний арест.

ЦИФРЫ

25 процентов всех вопросов омбудсмену касаются жилья.

3 миллиарда рублей было добавлено в бюджет Москвы на субсидии для приобретения и строительства жилья благодаря усилиям правительства Москвы, депутатского корпуса и позиции уполномоченного.

4 тысячи обращений от граждан поступило к уполномоченному в 2016 году.

6 изменений в законодательство по вопросам жилья, защиты детей-сирот, безопасности на транспорте инициировал уполномоченный.

23 процента составляет перелимит в камерах СИЗО.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.