Обычная версия статьи Печать

Рыцари любимых не забывают

22:37 26 апреля 2017

И легендарный режиссер, автор фильма "Убить дракона" Марк Захаров уже 30 лет не снимает кино. Но продолжает ставить спектакли. А Константин Богомолов берется соединить театр и кино, легенду о рыцаре Ланцелоте с историей мира, а сцену Художественного театра с эстрадой и танцплощадкой. Зачем? Ну, хотя бы затем, что живее всех живых философий - выражение из десятой сатиры древнеримского поэта Ювенала: "Народ просит хлеба и зрелищ".

Дракон (Игорь Верник) сидит за столом в семье архивариуса и его дочери Эльзы (Надежда Калеганова) и довольствуется скромной пищей. Квартирка, в которой живут летописец и самая прекрасная девушка города, где правит бургомистр (Олег Табаков), до боли знакомая - советская. Что называется, не перепутаешь. Только самое необходимое: маленький телевизор, диван, стол, шкаф и, конечно, кот. Хотя, пожалуй, кот - это роскошь. Тем более, если он ученый - как у Пушкина или как у Булгакова в романе "Мастер и Маргарита". Впрочем, филолог Богомолов в этой постановке не очень-то оперирует литературными ассоциациями, зато прибегает к кинематографическим образам. "Летят журавли", "Июльский дождь" и своя первая попытка снять кино - причем с самим Олегом Табаковым.

Олег Павлович - на сцене и на экране. Гениальная игра мастера, где каждый мускул играет. А что делает с голосом Табаков? Все нотки - и женщины, и ребенка, и монстра, только не кота Матроскина, ибо гений никогда не повторяется. Олег Павлович, играя полусумасшедшего Бургомистра, словно "напевает" свою роль. Фильм Марка Захарова, в котором Бургомистра играл Евгений Леонов, -  музыкальное кино. Автором музыки к нему стал выдающийся композитор Геннадий Гладков. Также Табаков снимался в музыкальной экранизации Марка Захарова "12 стульев", где сыграл воришку. И все совпадения пунктирно, тонко проскальзывают в постановке Богомолова.

- Было, было, было, но прошло, - поет на пике своей популярности София Ротару.

Эта строчка Михаила Шаброва имеет отношение как к любви, так и к истории. "Все проходит, пройдет и это" - как утверждала надпись на кольце правителя Соломона. Но не проходит истинная любовь рыцаря. В кого бы ни превратился рыцарь Ланцелот, а в спектакле "Дракон" он превратился в странное бесполое существо, он все равно узнает Эльзу и спасет ее от ошибочного брака. Богомолов позволил себе вольность - женить Бургомистра - а теперь мэра Табакова - на юной девушке Эльзе. А что? Сегодня в порядке вещей, когда "богатенькие Буратино" женятся на бедных, но красивых девушках. Эльза - тоже странница, приезжая. "Мигрантка" - так ее называет "новый хозяин жизни" - герой Табакова. Богомолов позволил себе еще одну вольность - жених Эльзы Генрих (Павел Табаков) -тот самый сын Бургомистра из "Дракона" Евгения Шварца - священник в рясе - благословляет отца - Табакова - на брак с Эльзой, которая годится ему во внучки.

Мир сошел с ума, - это очевидно. Но поскольку Ланцелот и Эльза еще в состоянии узнать друг друга, надежда есть.

Правда, это не совсем та любовь, что раньше, в пьесах Шварца. Точнее, не та по форме, но по содержанию - точно такая же.   И даже сильнее. Легко полюбить смелого и благородного Ланцелота из пьесы. А легко ли полюбить этого же героя у Богомолова?

Еще одна особенность спектакля: Ланцелота и Эльзу играют актеры стажерской группы МХТ, то есть новобранцы: Кирилл Власов и Надежда Калеганова. В программке спектакля есть описание: "невероятная искренность". А кто способен на такую искренность? Конечно, гений, как Табаков, и молодежь. "Дракон" - это зрелость и свежесть, опыт и дерзость, кино и театр, литература и фантазия, юмор и сарказм, песня и поэзия. А все вместе - спектакль, на который билеты покупают заранее, потому что переаншлаг!

© 2017 AO Редакция газеты "Вечерняя Москва"
vm.ru

vm.ru/news/374618.html