Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Утоли мои печальки

Сюжет: 

Литкафе «ВМ»
Общество
Утоли мои печальки
Кстати, в книгах Купера всегда рядом с основным действием барражирует наблюдатель — то Хроникер, то писатель Купердонов, то еще кто / Фото: «Вечерняя Москва»
Когда к середине новой книги Александра Купера «Saudade. Урловские хроники» у меня созрел важный вопрос к автору, он на опережение ответил мне словами персонажа по имени Хроникер, который, собственно, и ведет повествование.

«Ни пьяных драк с заточками, ни пистолетных разборок, ни трупов, закатанных в ковры и погруженных в багажники легковых автомобилей, которыми изобилует современная литература, в хрониках не предполагалось. Никакой опричнины в Кремле, ни размороженных авиаторов, вернувшихся с Соловков, ни Чапаева с его пустотой, ни надоевших всем бесчинствующих олигархов, ни проклятых сталинских застенков, ни надоедливых археологов с их утомительным проникновением в монголо-татарское иго!» Хроникер мог бы присовокупить к списку влюбленных вампиров, русских царей с их постельничими, эстрадных звезд 1960-х и разные иные оттенки серого, делающие книгу модной, волнующей души массового читателя и, соответственно, хорошо продаваемой. Ну а раз ничего такого в данном сочинении нет, то продолжайте, если хотите, погружаться в вялотекущую жизнь обитателей деревеньки Урлово, что на полпути между Питером и Москвой.

Наслаждайтесь обществом егеря Жоры по прозвищу Чаттерли, тракториста Яши по кличке Стограмм, плиточника Паши с «погонялой» Паштет, а также деревенского дурачка и мыслителя Вити Саудадина, который на поверку окажется Витором Криштиану Палмейро, но до этого момента вам придется еще долго собирать с этой публикой грибы, райские яблочки и куманику, как они называют любую здешнюю ягоду, пить горькую или, в лучшем случае, перестраивать вместе со столичной парой, художником Егоровым и художницей Раисой, сосновую избу в скандинавский коттедж с роялем.

И все это время вы, как и я, будете задаваться вопросом: а зачем автор все это мне излагает? Пусть даже богатым и красивым русским языком, без никаких «инда взопрели озимые», которые так и просятся в контекст. Но уже больше полкниги прошелестело, а где, спрашивается, драйв, где пружина сюжета? Или пружина только сжимается, чтобы тем сильнее поддать сюжету под хвост? Те, кто читал прежние сочинения Александра Купера, могут на это рассчитывать. И вообще-то не ошибутся.

Не стану пересказывать событийный ряд, но все же дам намек, чтобы хотя бы по одной сюжетной ветви стало понятно, какую эквилибристику устроит автор-хроникер, которого, как сам он выразился, кидануло куда-то в сторону от принципов социалистического реализма. Соберется урловский люд отметить День Победы, но, как водится на Руси, сущий пустяк породит вселенскую драму, и двинутся на деревню трактор и «КамАЗы», а потом покатится полчище бревен, и подстреленный из пулемета художник Егоров реинкарнируется в ежика и прибьется к новой семье своей Раисы, которая узнает в нем любимого мужчину, а молодой муж, почуяв недоброе, решит пустить ежа на чучело… И, кстати, будут вам и пьяные драки, и разборки со стрельбой, и трупы… Обманывал вас хроникер, однако. Усыплял. Путал.

Утоли мои печальки Александр Купер (Александр Куприянов) — московский литератор и писатель / Фото: Игорь Ивандиков, «Вечерняя Москва»

Кстати, в книгах Купера всегда рядом с основным действием барражирует наблюдатель — то Хроникер, то писатель Купердонов, то еще кто. Словом, рассказчик. А какая главная задача рассказчика? Правильно, чтобы рассказ был увлекательным. Не оторваться. Потом можете думать каждый свое.

Кто-то углядит за урловскими хрониками стебный эпос о судьбах отечества, где реалии утирают нос вымыслу. Не исключено, даже отыщет скрепы. Кто-то истолкует сочинение Купера как притчу, исполненную в жанре фэнтези. А как еще прикажете понимать явление инопланетного дирижабля, спасающего деревенский люд, и коров, и кошку с собакой. Чем вам не Ноев ковчег?

Затеявший всю эту камарилью автор тем не менее следит, чтобы читатель ощущал себя в дне сегодняшнем, для чего регулярно подает нам узнаваемые знаки. То полковника полиции, забившего миллиардами двухкомнатную квартиру. То собаку японской породы акита-ину по имени Микая, о которой говорит: «Строгая собака», — но мы-то смотрим новости и помним, откуда цитата.

Вот так и перемешивает Хроникер-Купер скрупулезно изученный им деревенский уклад с вроде бы хаотичной, спонтанной, а на самом деле расчетливо управляемой фантасмагорией.  А закончив повествование, публикует в конце книги натуральные фотографии деревни, о которой только что написал: «Весенние воды хлынули на луг, залили пруд и накрыли то место, где когда-то стояло Урлово». Я же говорю, путает нас автор. Будто вторит бургомистру в «Мюнхгаузене»: это не факт, это больше чем факт, так оно и было на самом деле.

Может, и было, точно не узнать. Живем тлеющими воспоминаниями и смутными предчувствиями. Оттого у нас настроение saudade. Слово это, ставшее названием книги, португальского происхождения, переводится как «тоска, боль, ностальгия, меланхолия, грусть по несбыточному счастью». Или, согласно пояснению Саудадина-Палмейро, — печалька.

Нам, что там говорить, страшно весело в окружении камеди, аншлагов, кавээнов, гэгов и хохм, стэндапов, реприз и интернетовских анекдотов. Но бывает, закроешь глаза и уши — и накатит… Даже не то чтобы жуть-тоска — так, печалька. Не замечали? Ну, так почитайте роман.

СПРАВКА

Александр Купер (Александр Куприянов) — московский литератор и писатель. Автор повестей и романов «Флейта Крысолова », «Не мой день», «Ангел мой», «Таймери» и других. В 2016 году за кинороман «Надея» получил литературную премию «Золотой Дельвиг»; вошел в лонглист премии «Русский Букер » за роман «Жук золотой ». Роман «Saudade. Урловские хроники» вышел в издательстве «Планета».  

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.