Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Вдыхавший душу

Развлечения
Вдыхавший душу
Фото: Из архива
Пробегая недавно по Грайвороновской улице, я увидела во дворе дома 16 типичную трансформаторную будку, на которой детскими руками было изображено красочное граффити. Нет, не привычные уродливо-переплетенные буквы, а веселенькие персонажи из фильмов Федора Хитрука – Бонифаций в тельняшке с пристроившейся вереницей негритят на фоне экзотических пальм, Винни-Пух с Пятачком в окружении любопытных пчел… И сразу вспомнилось, что не за горами 1 мая – день рождения Федора Савельевича, которому, будь он жив, в этом году исполнилось бы сто лет.

Можно утверждать, что вся современная российская анимация вышла из фильмов Федора Хитрука, стоявшего у истоков создания «Союзмультфильма», на который он попал впервые, когда студии исполнился год. На недавнем «Суздальфесте» отечественные мультипликаторы дружно отметили грядущий юбилей человека, которого многие считают своим Учителем. По полу фестивального дворца, выложенного листами картона, ползали взрослые дяди и тети, маститые режиссеры, с энтузиазмом рисуя до боли знакомые хитруковские персонажи. А потом вся компания вывалила на улицу, привязала эти разнокалиберные шедевры к воздушным шарам и запустила их в небо. Ветер дул западный, и радостным фантазиям на тему того, как Вини-Пухи, Музы вдохновения и Грудастые дамы с хлопушками приземлятся где-нибудь в районе Эйфелевой башни, не было конца.

Гладя на такие обаятельные и вроде бы простые персонажи Федора Савельевича, в очередной раз вспоминаешь фразу Бориса Пастернака. Хитрук, как никто другой, пройдя все «измы» своей очень непростой жизни, сумел в итоге впасть в простоту, как «в неслыханную ересь». Ровесник революции, он фотографировал с крыши Тверской процессию похорон Маяковского, видел в «Художественном» премьеру фильма «Броненосец Потемкин», наблюдал проезжавшего в лимузине через Арбатскую площадь Сталина и ехавшего в «линкольне» Ворошилова. А переехав с отцом инженером-станкостроителем в Германию, сподобился лицезреть живого Гитлера. Много позже, 22 июня 1941 года, услышав на заграничной радиостанции истеричный голос фюрера, кричавший по немецки «Я долго терпел… пришел час», понял еще до объявления Левитана, что началась война. Хитрук не слишком любил рассказывать о военном периоде жизни, хотя он прошел ее до последнего дня и, в совершенстве знавший немецкий язык, даже одно время был военным переводчиком, а значит, присутствовал на допросах. Война прошла для него как дурной фильм, снятый по очень плохому сценарию, лишенному всякой логики. И, возможно, именно совокупность ее драматичных обстоятельств привела Хитрука в анимацию – чистую, радостную, уравновешивающую темные стороны жизни.

Поначалу он, мечтавший стать художником, был равнодушен к мультипликации. Первые мультфильмы, которые Федор Савельевич увидел, не соответствовали идее, которую мастер сам впоследствии вкладывал в творчество. Ведь «мульти» - означает тиражирование, и Хитрук всегда настаивал на том, что режиссер – это аниматор, то есть «вдыхающий душу». Он считал, что режиссер мультфильма обязан сам представать на экране в образе своих героев, причем часто вживаться в роли, не связанные с его личностными качествами. Так, в одном из своих произведений, Хитрук сыграл пьяного воробья. Но будь то воробей, подушка или чайник с отломанной ручкой, персонаж все равно должен обладать узнаваемыми человеческими чертами характера, чувствами, поступками. А еще Федор Савельевич всю жизнь пропагандировал очень современную мысль. Его расстраивало, что фильмы-сказки утратили моральную ценность, обросли атрибутами современной военной техники – смертоносными лазерными лучами, ракетами и прочим, что в сотни раз увеличило их «убойную силу». Очень резко выступал против продюсеров, спекулирующих на агрессивных инстинктах детей. И делал все от него зависящее, чтобы вернуть на экран те сильные переживания, которые через сказку предостерегли бы зрителей от подлостей, несли бы силу нравственного урока, формируя систему моральных ценностей. Ибо сказка консервативна в лучшем смысле слова и призвана стабилизировать общественных дух, изрядно пошатнувшийся от перемен времени.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Юрий Норштейн: Самым большим умом «Союзмультфильма» был Федор Хитрук

Накануне 100-летия выдающегося режиссера-аниматора («История одного преступления», «Остров», «Фильм, фильм, фильм», «Каникулы Бонифация», «Винни-Пух») Федора Хитрука (родился 1 мая 1917 года), в Государственной Третьяковской галерее состоялась ретроспектива его фильмов (далее...).

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.