К нам едет страховщик
Они-де и невнимательные, и равнодушные, и некомпетентные, ждут, когда им заплатят. Начинаешь задавать вопросы, разбираешься в ситуации и выясняется, что врач – не вредитель и не преступник. Просто у него мало времени и огромная нагрузка, и он физически не способен сделать очень важное дело – поговорить с пациентом и успокоить его. В 80 процентах случаев этого бы хватило, чтобы человеку стало лучше.
Но нормативы установлены Минздравом, так же, как и несметное количество документов, которые врач должен заполнить во время приема. И он же останется крайним, когда в лечебное учреждение нагрянет представитель страховой компании. Ситуация складывается, как в стародавние времена, когда в беззащитную деревню из города наезжали чиновники: не виноват, а дрожишь. А вдруг что найдут и накажут? И найдут, и накажут. Потому что именно страховая компания уполномочена решать, правильно ли, хорошо ли проводилось лечение. Если решат, что плохо – наложат штраф.
Наказывают, главным образом, как первоклашек: за недочеты в оформлении историй болезни, за плохой (непонятный) почерк, за помарки. Но, бывает, врач назначил пациенту лечение (в соответствии с клиническими рекомендациями), но оно не помогает так, как хотелось бы. Наказывают рублем за «некачественное лечение». За вторичное обращение пациента поликлиника получает только 50 процентов оплаты. Такое ощущение, что авторы закона знакомы с медициной только по сериалу «Доктор Хаус», где пациенты реагируют как автоматы: инъекция или процедура – немедленный эффект без побочных действий.
Неужели можно себе представить, что только прессинг со стороны страховой компании заставляет медиков выполнять свой долг? И как это все пациенты не перемерли до того, как страховщики появились в нашем здравоохранении? А ведь не перемерли – советская медицина тому примером.
Минздрав разработал поправки к закону, где смягчает наказания за «ошибки», а некоторые штрафы вообще отменяются. Страховщики всполошились: ведь определенный процент штрафов идет им в карман (чтоб рыли глубже и кусали сильнее). А логичнее было бы возвращать все деньги в систему ОМС – хотя бы на компенсации для неправильно пролеченных пациентов. Если будет доказана врачебная ошибка.
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции