Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Капризы пространства

Развлечения
Капризы пространства
Фото: Из архива
На излете завершающегося театрального сезона хочется поразмышлять о театральной форме. А значит — о сути. Театральная форма, как справедливо заметил режиссер Марк Захаров, вздыбилась и окончательно разнуздалась в последнее время. Рецензии критиков пестрят упоминаниями разных экзотических театральных жанров. Ставятся спектакли, в которых нет актеров, или те, в которых на сцене нет людей. Зрителям завязывают глаза, а иногда даже «укладывают» в постель к актрисе, как, например, в спектакле «Все с моей стороны» аргентинского режиссера Фернандо Рубио. К слову, таковой предназначен всего для одного зрителя, заблаговременно предупрежденного, что актрису руками трогать не следует, и длится 15 минут.

Я это все к тому, что театр стал достаточно активно выходить за пределы четырех стен. И чтобы вы не потерялись в новомодных незнакомых терминах на афишах, предлагаю маленький ликбез.

«Театр-environment» предусматривает ваше тесное общение с пространством, работающим на идею. Он может разворачиваться в цехах заводов или лифтах — ограничений тут нет, главное, чтобы публика все видела и слышала. Яркий пример — «Потеря равновесия» Андрея Гогуна. Действие происходит на заброшенном заводе слоистых пластиков и посвящено жизни моряков Северного флота. В нем участвуют десять актеров, которые в бассейне с водой и на узких мостках с юмором рассказывают историю «одной катастрофы».

Все большее распространение получает и жанр promenade, театралами именуемый «бродилкой», предполагающий наличие маршрута, который зрители должны пройти, и сюжета, раскрывающегося в процессе этого прохождения. «Кентерберийские рассказы» Александра Артемова и Дмитрия Юшкова — замечательная иллюстрация сего театрального эксперимента, сыгранного на территории гипермаркета.

А вот иммерсивный театр («создающий эффект погружения») стал закономерным итогом сразу нескольких тенденций, как в актуальной режиссуре, так и в области городского досуга. Тут в любой момент актеры могут начать прямое взаимодействие со зрителем — например, завязать глаза и отвести за руку в другую комнату. Или обнять и поцеловать. Первые шаги в этом жанре проделывал еще незабвенный Сергей Арцибашев, ставя у себя в Театре на Покровке знаменитых «Трех сестер», когда зрителей потчевали уткой с яблоками, читали им стихи и приглашали танцевать. И все — в рамках чеховского текста, заметьте. Работает в этой же манере и Максим Диденко, поставивший первый иммерсивный мюзикл по пушкинскому «Дубровскому». В «Черном русском» пространство старинного московского особняка Спиридонова становится домом Троекурова, с бальным залом, столовой, купальней, кабинетом и даже хлевом. Зрителей делят на группы, и они следуют за героями, вдыхая запахи свежескошенной травы.

Вся эта новомодная театральная действительность — часть поиска и эксперимента, который всегда был присущ русскому театру. При Вахтанговском театре и при МХТ работали театры-студии — пространства, открытые дерзкому поиску. Но Пространство, как известно, капризно. Как говаривал великий сценограф Олег Шейнцис: «Ты ему сегодня нахамил, а оно завтра отказывается тебе помогать».        

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.