На свободу – с высокой скоростью
Впрочем, аналогии не слишком корректны. Алкаш Федя из «Приключений Шурика» - формально тоже пример подневольного труда. Во всех странах большинству заключенных предоставляется право работать, от которого можно отказаться. И это справедливо, не сидеть же им на шее у общества, перед которым они провинились. Иначе непонятно, кто перед кем виноват. К тому же от безделья можно сойти с ума, к этому никто не приговаривал. Иное дело – ГУЛАГ, где заключенные были, по существу, расходным материалом, а смертность достигала нечеловеческих масштабов.
В 2017 году в России вступил в действие закон о принудительных исправительных работах, которые являются альтернативой лишению свободы. Скандально известная гонщица Мара Багдасарян осуждена именно к таким работам. Вице-премьер Ольга Голодец считает, что этот вид наказания содействует развитию демократических и гуманных подходов в сфере уголовно-процессуального права. Все-таки свобода лучше, чем несвобода.
Как говорил активист сферы исполнения наказаний Шурик, «надо, Федя, надо». Весь опыт человечества учит, что интересная и нужная работа несет колоссальный воспитательный заряд. Некоторое время даже считалось, что труд создал из обезьяны человека, хотя сейчас общепризнанно, что это заблуждение. Но закон социальной эволюции справедлив – труд облагораживает человека. Новый закон предусматривает квоты осужденных для госкорпораций. Кажется, первой воспользовалась квотой РЖД, рискуя вызвать критику носителей радикально либеральных взглядов.
1800 заключенных – это капля в море. Проект высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) Москва – Казань предполагает 370 тысяч рабочих мест. Больше осужденных – плохо для экономики. Еще пытливый Берия заметил, что производительность труда в ГУЛАГе в 2 раза ниже, чем в гражданском секторе. С другой стороны, на определенном этапе «шарашки» давали плоды. Как шутил Сталин, если одну часть ученых посадить, оставшиеся начинают работать лучше. Но это другой сюжет.
ВСМ Москва – Казань – самый амбициозный российский проект в сфере транспорта. Проект неоднократно поддерживал президент Путин. 760 километров до Казани поезд будет проходить за 3,5 часа. Перспектива – ВСМ до Пекина через Екатеринбург. Именно поэтому в проекте участвуют инвесторы Китая, а также многие европейские компании, прежде всего немецкий «Сименс».
Проектирование ВСМ уже практически закончено. Железная дорога должна начать перевозки в 2022-2023 годах. Пассажиропоток – 5 миллионов в год. Скорость состава – 360 километров в час.
Неугомонная Мара Багдасарян может добровольно устроиться на ВСМ и за доблестный труд получить возможность прокатиться на поезде быстрее, чем на любом гоночном автокаре.
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции