Боевой листок строителей метро
Первый номер газеты «Ударник Метростроя» вышел 6 августа 1932 года, менее чем через год после начала строительства Московского метрополитена. Для тысяч людей со всей страны, участвовавших в беспрецедентном по масштабам строительстве, она стала не только корпоративной многотиражкой, как сказали бы сегодня, но и настоящим окном в мир.
Столичное метро по многим показателям было уникальным, такой же уникальной сделал газету ее первый редактор — Ефим Резниченко.
— Посмотрите на первую полосу. Тут указана розничная цена — пять копеек. Газета пользовалась успехом не только у тех, кто строил метро, но и у всех городских жителей. Тираж уходил в открытую продажу и очень хорошо раскупался, — рассказывает сотрудник газеты «Метростроевец» , работающий в издании больше 24 лет Юрий Петрунин.
«Ударник Метростроя» выходил на четырех полосах каждый день. Коллектив редакции насчитывал свыше 20 человек, при этом немало материалов поступало от так называемых рабкоров — тех, кто непосредственно работал на строительстве. Заметки эпохи первой очереди строительства отличались оптимизмом. На каждой странице неизменно присутствуют заголовки-лозунги: «Даешь досрочную сдачу станций!», «Бригада обещает ускорить проходку тоннеля», «Метростроевцы шлют привет партконференции».
Идеологии в газете было немало, но вместе с тем издание отнюдь не лакировало действительность. Много было и острых, критических репортажей. Проходчики смело пеняли начальству на недостаток сапог, проволочки при подвозе материалов.
И критика попадала в цель — руководители начинали работать расторопнее. Помимо основного выпуска свой «боевой листок» выпускали отдельные участки строительства — шахты.
Было даже литературное приложение к газете и специальный выпуск на татарском языке, ведь на строительстве работало много сыновей этого народа.
Выпуск газеты не прекращался в годы Великой Отечественной войны, а потом именно на страницах «Ударника Метростроя» дебютировала известная поэтесса Белла Ахмадулина.
— В сентябрьском номере 1954 года мы встречаем заметку о заседании литературного кружка, где среди участников обсуждения стихов одного из рабочих упомянута и Ахмадулина. Это, возможно, ее первое появление на страницах периодической печати. Она пришла работать в газету после окончания 10-го класса и была сотрудником редакции ровно год. Юную сотрудницу старались жалеть, не посылать на тяжелые проходки тоннелей. Тем не менее у Ахмадулиной получались хорошие очерки о метростроевцах, — рассказал Юрий Петрунин.
Сегодня газета называется «Метростроевец» и по-прежнему пишет о наследниках первых героев строительства метро.
Подписывайтесь на канал «Вечерней Москвы» в Telegram!