Портал городских новостей

Елизавета Костягина: Поклонники становятся моими друзьями

12:50 13 августа 2017 387
По словам Елизаветы Костягиной, ее творчество эволюционировало вместе с ней

По словам Елизаветы Костягиной, ее творчество эволюционировало вместе с ней
Фото: ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА

В этом году одному из самых ярких и самобытных коллективов на российской сцене – петербуржской группе MONOЛИЗА исполняется 10 лет. Празднование назначено на эту осень, а пока Елизавета Костягина, автор песен команды и остальные музыканты готовы порадовать столичную публику акустической программой, которую она еще не слышала. Пока поклонники ждут визита группы в Москву, «ВМ» поговорила с той самой Лизой о словах, о музыке, о движении и вообще о самом главном в жизни человеческой.

Главное – это нужно кому-то еще

— Лиза, до десятого дня рождения вашей команды остается совсем немного времени. Пора подводить какие-то итоги. Что принесли с собой эти 9 лет на сцене?

— Сложно вот так сразу ответить на этот вопрос. В первую очередь это, наверное, несомненное ощущение опыта. С течением времени ты понимаешь: то, что ты делаешь нужно все большему количеству людей. Твои песни не просто нравятся тебе самой и музыкантам твоей группы. Они находят отклик в других людях. Это, наверное, одно из самых положительных и бесценных ощущений.

— Вы чувствуете от поклонников MONOЛИЗы отдачу? Образуется обратная связь?

— Всегда после концертов мы получаем большое количество писем, отзывов, фотографий. За все это мы очень признательны и благодарны нашим слушателям. И, конечно, не может не радовать, что наши поклонники, если собираются подарить нам подарки, подходят к задаче с учетом наших увлечений. Если подарок адресован мне, зачастую он связан с моим любимым видом спорта. Даже украшения мне дарят со спортивной или музыкальной символикой. Это всегда что-то индивидуальное, а не просто коробка конфет или какая-то мягкая игрушка. Когда слушатели еще и так бережно относятся к твоим интересам, это очень приятно и не может не радовать.

— А случалось ли так, что кто-то из поклонников со временем становился для вас настоящим другом?

— Такие случаи действительно были. И по своим наблюдениям могу сказать, что подобные истории происходили и происходят не только у меня. Многие музыканты находят настоящих друзей среди своих поклонников. Я думаю, что это очень даже хорошо.

Отпустить эмоции на свободу

— За прошедшие 9 лет ваши песни изменились, эволюционировали. Они менялись вместе с вами?

— Все песни вольно или невольно становятся отражением их автора. Да, они эволюционировали вместе со мной. Бывают, правда, случаи, когда я пишу тексты не совсем от себя или про себя. Они могут родиться, основываясь на ситуации из чьей-то жизни, на чьем-то примере. Или текст может появиться из моего потока мыслей, когда я что-то представляю себе. Кстати, иногда песни появляются под впечатлением от увиденного фильма или от музыки, которая особенно зацепила меня. Но в любом случае в них буду я и мой взгляд на некоторые вещи. Любое творчество очень субъективно.

— Есть ли песня, которая сейчас наиболее близка вам самой?

— Самая близкая песня всегда – самая новая, та, что находится в ожидании, в процессе. Пока я даже не могу ее назвать. Она еще рождается.

— Когда песни появляются, они начинают отдельную, свою собственную жизнь?

— Такое бывает. С течением времени смотришь назад, читаешь текст или слышишь какую-то из своих песен и не понимаешь, как вообще до такого можно было додуматься и кто человек, который этот текст написал. Это очень странное чувство. Его можно сравнить с ощущением, когда у тебя немеет рука и нога. Кажется, что рядом с тобой лежит некий абсолютно посторонний предмет. В случае с песнями это объясняется скорее всего тем, что ты в момент их написания живешь чувствами и событиями, о которых пишешь. Но все эти эмоции временные. Они проходят, сменяются другими эмоциями. Приходит новое, а песни остаются подобно фотографиям.

— А бывает ли ощущение, что после написания песни отпускает те эмоция, то чувство, которое в нее вложено? Вы освобождаетесь?

— Да. И можно добавить: бывает, эта песня так и не выходит в свет, но текст написан и где-то у тебя лежит. Эта песня, может быть, даже не родилась, она сохранена в столе, но совсем необязательно ее где-то издавать, кому-то показывать. Достаточно того, что ее эмоция уже вышла.

К сборнику стихов я пока не готова

— Много ли скопилось подобных неизданных наработок в ящиках вашего стола?

— У меня есть какие-то ранние стихи, но мы все прекрасно знаем, что не каждое стихотворение может стать песней. Это ни для кого не новость. Бывает, что некоторые мысли оказываются зарифмованными. Иногда я могу взять оттуда четверостишие или даже строчку, отдельную мысль или рифму и превратить их во что-то новое, музыкальное. Но остаются и те, что еще не стали, а возможно никогда не станут песнями.

У вас не было идеи выпустить эти стихи отдельным сборником?

— Скорее не было таких предложений. Впрочем, пока я не считаю, эти тексты достойны какого-то публичного внимания. Они могут принести мне больше пользы иным способом. Когда я к ним обращаюсь, эти стихи могут дать мне какую-то эмоцию, пробудить воспоминания. С помощью этих ощущения я смогу что-то закончить, дополнить. Из этого может родиться новая песня. Все эти стихи у меня записаны в блокнотах и тетрадках в клеточку, но… Нет у меня такого количества полноценных, по-настоящему законченных стихотворений, чтобы выпускать сборник. А книгу текстов наших песен нам уже подарили на мой прошлый день рождения. Это, кстати, натолкнуло нас на мысль, что такой сборник, песенник можно выпустить и большим тиражом.

— Вы говорите, что ваши песни рождаются из эмоций. А какие эмоции больше свойственны вам самой?

— Тут как раз тот случай, когда диапазон творчества полностью совпадает с диапазоном моего характера. Внутри меня живут разные яркие переживания, можно даже сказать крайности. Кажется, такой тип нервной деятельности называется сангвиник. Он смешанный. Иногда человека кидает от одного полюса настроения к другому, но при этом есть широкая амплитуда, богатство эмоциональных возможностей. Как ни крути, все зависит от мыслей, существующих в твоей голове здесь и сейчас. А еще – от проблем и вопросов, которые ставит перед тобой жизнь в каждый конкретный момент. Эмоции возникающие в минуту, в которой пребываешь – все отталкивается именно от них.

ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА
Группа признательна фанатам за огромное количество писем, которые поклонники присылают после концертов 

— Тексты тоже рождаются на волне сиюминутных эмоций? Или приходится долго вынашивать их в себе?

— Бывает, что некоторые песни пишутся очень быстро. Внезапно приходит какая-то строчка, а я тут же дописываю все остальные. Но случается и наоборот. Я знаю, что у меня есть идея, есть основная мысль, но подбирать к ней подходящие слова приходится иногда даже в течение многих месяцев. Иногда я беру гитару и наигрываю пришедшую в голову мелодию, пока на нее не лягут слова, которые ей нужны, которые мне нужны.

Поддержка поклонников очень важна

— Ваш концерт в столице пройдет 16 августа, но отмечать день рождения проекта MONOЛИЗА вы будете только в ноябре. Что вы готовите для своих поклонников к круглой дате?

— Во-первых, мы хотим отметить десятилетие в нашем любимом клубе, в котором выступаем если не на протяжении всех десяти лет, то лет восемь точно. Это клуб «Jagger» в Санкт-Петербурге. Главное событие по поводу нашего дня рождения будет проходить именно там. К этому моменту я планирую дописать новые песни, которые сейчас находятся в процессе, и представить их вниманию слушателей. Очень хочется видеть в зале известных друзей в качестве гостей. Если все это не совпадет с их гастрольными графиками, думаю, они обязательно придут. У нас еще есть время, чтобы придумать массу всего интересного. Пока точно мы знаем только дату – 26 ноября. Посмотрим. Возможно, с программой, которую группа отыграет в этот день, мы отправимся в тур по России. Но пока основной план у нас – Санкт-Петербург и Москва.

— Кстати, есть ли отличия между вашими поклонниками в двух столицах?

— Мне очень сложно сравнивать Москву и Петербург, потому что есть довольно активная часть наших поклонников, которая с удовольствием перемещается из одного города в другой вслед за нами. По этой причине мне тяжеловато отследить эмоциональное отличие одной столицы от другой. Питер всегда очень родной, но более сдержанный. К тому же здесь происходит наибольшее количество концертов в сравнении с другими городами. Москва всегда встречает нас очень тепло. Это второй город по количеству и наших поклонников, и наших концертов. Среди других городов особенной теплотой отличаются Новосибирск, Пермь, Екатеринбург. В этом году мы впервые были в Кемерово. Этот город тоже произвел на нас сильное впечатление. Я давно заметила: чем холоднее на улице, тем теплее в зале.

Песня на троих

— Вы создали песню на стихи Светланы Лаврентьевой, больше известной как Кот Басё. Как пришла эта идея?

— У меня, честно говоря, никогда не стояло в планах писать музыку на чей-то текст, мы исполняем свой материал. Это вышло случайно, спонтанно. Я уже читала Светлану до этого момента, но тут встретила ее слова в интернете, которые меня зацепили. Я предложила ей поработать над текстом, чтобы получилась песня. И так родилась «Жуть». Это произошло как-то само собой. Спонтанность – обязательный критерий настоящего творчества.

— Эту песню Вы записали в дуэте со Светланой Сургановой. Она сразу согласилась работать над песней вместе с вами?

— Я знала, что Светлана Сурганова очень тепло относится к творчеству Кота Басё. Именно поэтому я предложила ей исполнить эту песню дуэтом. Она откликнулась сразу, и работа пошла. Мы еще изменили одну из строчек на «родиться в ноябре». Для Светланы Сургановой это особенно актуально, ведь у нее день рождение именно в этом месяце.

— С ней вас связывают дружеские или только рабочие отношения?

— Мы друзья и соседи. Живем во Всеволожске на расстоянии вытянутой руки друг от друга. Иногда вместе на улице играем в бадминтон.

Музыке помогает спорт

— Вы серьезно занимаетесь бадминтоном. Какое место сегодня он занимает в вашей жизни?

— Это моё большое увлечение, которое началось еще в детстве. Когда-то я занималась в юношеской секции, состояла даже в юношеской сборной Норильска. В возрасте 10 лет мне пришлось выбирать между лёгкой атлетикой и бадминтоном, так как совмещать было сложно, это был мой первый осознанный выбор. Затем в возрасте 16 лет в этом выборе победило творческое начало. Ну, а вернувшись в спорт уже в зрелом возрасте, я, конечно, поняла, что придется много работать, чтобы участвовать в соревнованиях и турнирах. Помимо прочего, спорт для меня – это возможность снять стресс и переключиться на другую волну. Физическая нагрузка очень хорошо ставит голову на место. К тому же, это общение и путешествия с людьми, с которыми мы находимся на одной волне и говорим на одном языке. Недавно большой и весёлой компанией съездили на турнир в Латвию.

— На ваш взгляд, активный образ жизни необходим всем или кого-то можно простить за нежелание себя утруждать, к примеру, утренней пробежкой?

— Движение – это жизнь. Меня часто спрашивают, помогает ли он творчеству. Так вот, после тренировок зачастую происходит эмоциональный подъем. В такие моменты приходит масса интересных мыслей и идей. Я могу написать что-то новое. А главное – есть возможность переключиться. После концертов или гастролей я начинаю тренироваться и по-другому могу потом посмотреть на все происходящее. Если же случаются проблемы, конфликты, негативные мысли, после физических нагрузок иначе на это смотришь. И я ничего нового не скажу, если заявлю, что это полезно с точки зрения физического здоровья. Просто все должно быть в меру. Нагрузки не должны приносить осложнений, увечий и травм. А сейчас все уже знают, что кроме всего прочего бадминтон улучшает зрение. Баннеры с таким слоганом можно увидеть на улицах Казани.

Жизнь в пути

— Чем еще вы по-настоящему увлечены помимо спорта и музыки?

— Долгое время я увлекалась кинологией. У меня до сих пор живет Кимба – уже 12 лет. Это американский стаффордширский терьер. До этого была еще одна собака. Увы, она умерла в 2011 году. Я активно занималась разведением и участвовала в выставках по всей стране и миру, окончила кинологические курсы. Даже была руководителем породы в Петербурге при кинологическом клубе.

— Вы объездили много стран. Путешествия – еще одно ваше увлечение?

— Да. Я езжу всюду, где мне интересно. На машине могу поехать в Прибалтику. Зимой выбираю экзотические страны - Индия, Куба, Вьетнам. Осенью, как правило, еду в Европу. Я люблю гастроли в том числе и за то, что они позволяют ездить по городам, которые ты сама не созреешь посетить самостоятельно. Но они оставляют яркий след. Нижний Новгород или, к примеру, Казань прекрасны, особенно если удалось вырваться туда весной или летом.

— У вас никогда не было желания переехать куда-нибудь?

— Нет, смена места жительства – это не про меня. Не знаю, почему. Мне хорошо путешествовать, отдыхать так какое-то время. Я могу уехать куда-то на пару месяцев, а потом с удовольствием возвращаюсь домой, соскучившись по людям, которые здесь остались. Больше двух с половиной месяцев, наверное, не протяну вдали от дома.

— А есть в Петербурге какие-то ваши собственные места силы?

— В первую очередь это мой дом. Иногда местом силы для меня становятся спа-центры. Но, скорее в Прибалтике. Спа-салоны с их банями, хамамами, бассейнами – это мое место отдыха. Здесь я могу расслабиться и набраться сил и энергии. Есть они и в Питере, я их постепенно открываю для себя. Скоро стану экспертом в этом вопросе.

ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА
Елизавета Костягина любит путешествовать, но переехать в другую страну не хочет - всегда тянет обратно домой

Протест на любой вкус

— Сильно ли изменилась рок-музыка и ее аудитория за последние годы?

— Дело в том, что я не совсем могу отнести формат нашей группы к рок-музыке. Как-то раз мне даже пришло гневное сообщение, где автор очень ругался из-за того, что нас относят к року. Но сами мы этого не делаем. я всегда была против каких-то рамок и ограничений, когда дело касается творчества.. Я пишу то, что хочу сказать, а наша музыка – то, что, по нашему мнению, красиво оформляет смысл этих слов, позволяет тексту максимально легко и эмоционально восприниматься. А что это - рок или не рок, решать не нам, а критикам и слушателям. Могу точно сказать одно: основа рок-музыки – некий вечный протест. И вот он как был, так и остался. Ничего не изменилось. Меняются аранжировки, подходы к музыке, к песне. Но это нормальный и закономерный процесс, который происходит постоянно.

— А есть ли что-то, против чего сегодня стоит протестовать?

— Как раз сегодня для протеста очень много поводов. Каждый может найти для себя объект протеста по душе.

— А какой по душе вам?

— Я против насилия над животными, против дискриминации личности в любых её проявлениях. Мне чужды равнодушие, беспринципность и ненадежность в людях. Ну и конечно, я против повышения цен на топливо.

Идти своим собственным курсом

— Есть ли музыканты, на которых вы ориентируетесь, кто вас вдохновляет?

— Таких четких ориентиров нет. Я могу посмотреть кино или послушать какую-то иностранную электронную музыку, и она меня может вдохновить, даже если я не понимаю слов. Подтолкнуть к созданию чего-то своего может одна гармония, одни звуки. Я могу задуматься о чем-то или по мотивам сюжета фильма написать что-то. Музыки я, к сожалению, слушаю очень мало. Я всегда включаю радио, но сесть и послушать чей-то альбом – это огромная редкость.

— Выходит, направлений и музыкантов любимых нет?

— Из отечественных команд мне близки СПЛИН, «Агата-Кристи», «Кино», «Крематорий», «Чайф». Ничего нового после них я для себя не открыла.

— Может ли вас вдохновить книга?

— Все чаще я читаю публицистику, обращаюсь к публикациям на темы, которые меня интересуют в данный момент. Это философия, психология, медицина. Для художественной литературы мало времени, а главное – мало что может меня по-настоящему увлечь. Я читаю четверть книги, максимум – половину. До конца как-то дело не доходит. По-моему, последнее, что я прочла от корки до корки – книги Майкла Каннингема. И будет очень смешно, если я говорила об этом в интервью пять лет назад. Но именно этого писателя я рекомендую к прочтению. К тому же, я могу найти в сети стихи кого-то из сегодняшних поэтов и с удовольствием познакомиться с его творчеством получше. Так были открыты и Кот Басё, и Катарина Султанова, и Вера Полозкова.

— Какое кино вы любите?

— Кино я смотрю очень много. Обожаю российский кинематограф. Кстати, очень люблю Константина Хабенского. Из мирового кино тоже смотрю очень многое, но запоминается не все. Меня очень впечатлил «Облачный атлас» с его идеей реинкарнации, «Пассажиры». Если перечислять все мои любимые фильмы, потребуется очень много времени.

Подписывайтесь на канал «Вечерней Москвы» в Telegram!

Новости СМИ2

Загрузка формы комментариев

Новости Финам

Новости партнеров