Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Синдром Емели

Общество
Синдром Емели
Пройдя через двухнедельное обследование, участники эксперимента должны будут 60 дней пролежать в кровати / кадр из фильма «Несколько дней из жизни И.И. Обломова»
Это, конечно, шутка. Но в каждой шутке, как говорится... И стоит посмотреть вокруг, как станет ясно: пока кто-то говорит о синдроме самовыгорания, врачи ставят кому-то диагноз СХУ — синдром хронической усталости, другие находят возможность бить баклуши в самых, казалось бы, невероятных условиях.

«Синдром Емели» неизбывен в России. И дурачок Емеля, лежащий на печи и свято верящий в порядочность щуки, исполняющей желания, остается любимым персонажем, критикуемым за леность, но вызывающим у многих одобрение.

Не хочу, и все!

Мой знакомый, прежде большой интеллектуал, не работает уже лет двадцать пять. На что живет? Жена пашет, а он перебивается случайными заработками — у него золотые руки.

При этом, парадокс, клиентов он не ценит и «кинуть» их, не придя в назначенный день, для Сашки проще простого. Даже голод не вытаскивает его из кровати раньше полудня. Зато он искрит идеями, как разбогатеть: то грезит домашним свечным заводиком, то собирается сажать элитную клубнику на продажу. Не сбывается ничего. Он — смесь Обломова и Манилова, и идей у него всегда миллион. На вопрос, отчего ты, Саша, не воспользовался предложением и не заработал денег, он улыбается и отвечает: «Не хочу». Ему просто лень. Он протекает мимо жизни так, как и она протекает мимо него. Такой человек. Когда-то мне казалось, что он такой один. Но за последние годы не раз сталкивалась с Сашкиными клонами разного возраста.

Их появление объясняет психолог Галина Ташкова: — Сам по себе человек редко выбирает ничегонеделание как способ и образ жизни.

Обычно за этим что-то стоит — скажем, издержки воспитания, залюб ленность, а иногда и некая эмоциональная травма. Так, например, ведут себя закодированные алкоголики: они полагают, что если они «уступили» требованиям общества и отказались от любимой игрушки-бутылки, то теперь им «все должны». Это искаженная, но распространенная логика эгоистов.

Кроме того, считает Ташкова, причина «емелизма» кроется в случившихся и в нашей стране, и в мире гендерных перекосах.

— Увы, современные мамы, особенно те, что воспитывают одного сына-кровиночку, виноваты во многих их проб лемах. Оставаясь до сорока пяти «дорогим мальчиком», великовозрастные инфанты, даже если женятся, проецируют отношения с матерью на отношения с женой. В условиях, когда каждый жених у нас на вес золота, многие женщины согласны «тянуть лямку» только ради того, чтобы сохранять иллюзию семьи.

Такой Емеля годен лишь для мебели, но зато факт его существования поддерживает ее социальный статус.

Кидалты и забивальщики

Применяемое сегодня понятие «кидалт», рассказывают психологи, по сути, было введено еще Юнгом — он описывал взрослых людей с детскими увлечениями, но, правда, такого названия им не давал. «К идалт» образовано от слов «кид» — ребенок и «адюльт» — взрослый. В каком-то смысле они сменили метросексуалов. Но не все они инфанты.

— Из советской истории известно, что Гайдар в 14 лет командовал полком, а наши дедушки-бабушки в 12–15 стояли у станков.

Отчасти это объясняется традиционным хозяйством, частично — особыми условиями войны, — объясняет Галина Ташкова. — С этой точки зрения современное поколение инфантильно.

Но кое в чем они взрослее прежних поколений: раньше начинают половую жизнь, раньше начинают выпивать. А если вспомнить конкурсы красоты для почти малышей, то станет ясно, что и подражание взрослым появляется в их жизни раньше. И получается, что по части признаков молодой человек взрослый уже в 21 год, но при этом он не может ни принимать решений, ни отвечать за них.

Часто это раздвоение превращает его в морального Емелю. Поколение так называемой пролонгированной молодости, появившееся в 1990-е, когда ломались традиционные ценности, сегодня составляет ядро общества. И у этого «ядра» уже есть почти взрослые дети.

Многие из них усвоили, что нужно «жить для себя». Они не горят на работе, ведь это не дело души, а способ заработка. Оттого и работ можно сменить миллион.

Думаю: как же так? Ведь помнят же эти взрослые дети, как падали от усталости их родители, пытаясь выживать в 1990-е? Галина кивает: — Да, помнят.

И все логично. Те, кто в 90-е поднялся и добился многого, уберегали своих детей от труда и забот, просто кормили их деньгами, удовлетворяя все потребности. А те, кто не добился ничего, стал для иных детей отрицательным примером. Зачем биться, если все равно ничего не будет? — Кроме того, современные люди растут в условиях повышенной комфортности, — добавляет психолог Михаил Баграмцев. — Картошку не надо сажать, она мытой продается в магазине. Воду из колодца не надо таскать, она льется из крана.

Но технологии и урбанизация сыграли с нами злую шутку. Например, они многих людей лишили двигательной активности. По мнению психолога, это трагедия времени. Ежегодно, по данным ВОЗ, около 18 миллионов человек на земле погибают от неинфекционных заболеваний, чего можно было бы избежать, измени они чуток свой образ жизни. Молодеет и риск смертности.

Ожирение губит 30-летних, а абдоминальная форма ожирения — признанный фактор старения. Мальчики толсты и неподвижны, от сидения за компьютером у них атрофируются мышцы, им лень заниматься даже сексом, фигура Ждуна стала трендом. Эта сальная пирамидка поедает фастфуд, не отрываясь от компьютера и жалуясь на стресс! А психологи уверены: активные люди со стрессами незнакомы, а если что, легче преодолевают их.

...Недавно прочла у доктора психологических наук Александра Асмолова короткое, но зубодробительное объяснение происходящему, которое не могу не процитировать: «Я далек от тех людей, которые, сталкиваясь с подрастающим поколением, произносят сакраментальную формулу: «Ну и молодежь пошла!» Нечего на зеркало пенять, коли рожа, увы, крива. Нечего во всех грехах обвинять поколение детей и подростков, когда мы с вами сами старательно помещаем их в «детские комнаты» и оснащаем эти комнаты компьютерными играми, построенными по правилу «Убей ближнего своего». Кто заигрался: мы или наши дети?»

Синдром Емели Сам человек выбирает такой образ жизни редко, обычно за этим стоят издержки воспитания, залюбленность, иногда эмоциональная травма / Фото: иллюстрация из русской народной сказки «По щучьему веленью»

Слово и дело

Проекция лени находит свое отражение и в языке: мы даже слова сокращаем и произносим неправильно, минимизируя свои усилия даже в этом плане.

Заметьте: речь человека активного почти всегда куда более полна и насыщенна, чем речь лежебоки.

— В нашем языке феноменальное количество слов,  отражающих наплевательское отношение к труду и упование на авось, — рассказывает филолог Елена Пискунова. — Кстати, последнее слово точному переводу ни на один язык не поддается, хотя аналоги есть в каждом. Это чисто наше, русское понятие, выражающее надежду, что дело можно сделать кое-как.

Философия лени и «коекакерства» трудягам непонятна, как лентяям непонятно стремление других пахать.

— Заметьте, что у слова «трудолюбие» не так-то много синонимов, зато у «лени» и «лентяя» —десятки, от сачка до трутня. Вспомним и феномен Ильи Обломова, который осознавал, что безделье губит его, но оставался собой. На самом деле, — уверена Пискунова, — Обломов вовсе не был воплощением пороков крепостничества, как считалось в советские времена.

Крепостного права давно нет, а лентяев меньше не стало. Только они мимикрируют. Гончаров писал о лени и апатии как стихийной русской черте. Но лень сегодня может быть деятельной, принимая образ имитатора бурной деятельности. Ничего не значащие слова, подменяющие дела, ненужные бумажки... А современное агрессивное восприятие действительности выражено в экспрессивном глаголе «забей». Забей на качество, забей на совесть, на то, что ты сделал плохо.

Где результат?

Но все же почему один позволяет себе бить баклуши, пока другие надрываются? Мне казалось, эта тема упирается в вопрос верной или неверной мотивации. Вроде все логично: не нравится порученное дело, интересы лежат в иной сфере — вот и не делает. Однако все не так просто.

В далеком 1908 году, рассказывает психолог Майя Безбородько, ученые Йеркс и Додсон, изучая прохождение крысами лабиринта, установили, что с усилением мотивации возрастает точность и скорость выполнения их действия, но эта зависимость не бесконечна.

Когда мотивация достигает определенного уровня и становится слишком большой, качество и скорость действий начинают ухудшаться.

Выявленная зависимость была многократно доказана экспериментально и признана психологическим феноменом. Закону Йеркса — Додсона дали имя его открывателей.

— На самом деле закона два. Суть первого в том, что при увеличении интенсивности мотивации качество деятельности изменяется, но не по прямой, а по кривой, напоминающей колокол, — объясняет Безбородько. — Сначала она растет, а потом, перевалив через точку самых высоких показателей успешности, начинает падать. Оптимумом мотивации назвали тот ее уровень, при котором деятельность выполняется максимально успешно. Согласно второму закону, чем сложнее для субъекта выполняемая деятельность, тем более низкий уровень мотивации для нее будет оптимальным.

Как это понять? Психолог объясняет, приводя такой пример: — Группе людей предлагали решать головоломки. Пока выигрыш был номинален, они не очень-то и старались.

С увеличением возможного выигрыша рос и энтузиазм, и результаты. Но когда на кону оказывался выигрыш совсем крупный, начинался ажиотаж, результаты падали. Так было доказано, что для успеха слабая мотивация недостаточна, но и избыточная вредна. Многие работодатели полагают, что сталкиваются с парадоксальным поведением работников, когда при увеличении материального вознаграждения за работу их эффективность падает. А это значит, что допущена ошибка и Рубикон перейден.

Не готовый к повышению перестимулированный работник неминуемо превращается в Емелю. Он боится ошибиться, думает лишь о том, чтобы не упустить засветивший ему куш. Неудачи вызывают стресс и напряжение между ним и руководством, круг замыкается.

— Известны и обратные ситуации, когда человек, недостаточно мотивированный, особенно на фоне гипермотивировки коллег, опускает руки и тоже превращается в лентяя, хотя таковым и не является. Так что иногда «Емель» невольно создает ошибочное как представление о возможностях людей, так и нарушение оптимума мотивации.

И признаки этого нарушения известны: на смену энтузиазму приходит нервозность, хочется все доделать быстрее, пусть даже в ущерб качеству, или, напротив, все бросить, человек ошибается, выполняя привычные действия, при этом резко возрастает его конфликтность.

Что остается делать? Очевидно, искать тот самый оптимум мотивации... И тогда даже из Емели можно сделать работника похлеще пушкинского Балды. Работающего на износ, но тоже до определенного уровня.

Подписывайтесь на канал "Вечерней Москвы" в Telegram!

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.