Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Часы с боем

Развлечения
Часы с боем
Иллюстрация к новелле  / Фото: Нина Бурдыкина
Как ни странно, но самое давящее, тоскливое одиночество накатывало на Анну Сергеевну не ночью. Ночь была временем не тоски, а воспоминаний. Анна лежала, без сна, прислушивалась к привычным домашним звукам. Вот чешется спаниелька Фроська на своем коврике в коридоре.

За окном изредка проезжают машины. Вот тикают часы. Кому-то мерное щелканье часовой стрелки мешает заснуть, а ей, Анне, без него пусто и одиноко. Впрочем, она же все равно не спит.

Когда-то давно тут висели другие часы: старомодные, с боем каждые полчаса, с металлическим маятником.

Куда они потом, интересно, делись? Покойный муж, любимый до сих пор, доделистый, как называют таких вот «рукастых» хозяев, оставил много вопросов. И часы наверняка он не выбросил, а куда-то убрал. Костик, Костенька, куда ты их дел, те старинные часы? После ремонта куда-то пропали. Появились эти, новые, из Икеи.

На батарейке. А те надо было заводить раз в два дня. Костик заводил. Анна даже не обращала внимания на такие мелочи. Как много она, оказывается, забыла. Как много еще ей нужно вспомнить, как-то синхронизировать. Елене казалось, что она разговаривает с Костиком.

Так привыкла его называть — всю жизнь вместе, когда познакомились, он был именно — Костиком, худым и ушастым, безбровым и голубоглазым студентомпервокурсником. И не поверишь, что потом этот смешной мальчишка стал одним из лучших хирургов в городе. Константин Дмитриевич, уже солидный, уверенный в себе. Костиком оставался только для нее — Ани.

Тикают новые часы — не ходики. Отмеряют новое время. Без Костика. Уже полгода. Страшный мартовский день, как раз накануне Международного женского дня. Ушел на работу — как обычно, рано. Анна Сергеевна еще спала. Она вообще была совой, просыпалась поздно. А Костик вставал всегда в шесть утра, гулял с Фроськой, тихо собирался — чтобы не разбудить.

Позвонили из больницы на домашний телефон в десять утра. Анна удивилась — кто это мог бы быть? Наверное, ошиблись номером. Сейчас на домашний мало кто звонит. В основном — все на мобильный… Она хорошо запомнила этот момент: начало марта, яркий, совсем уже весенний день. Будто со стороны видела себя: моложавая женщина, пятьдесят семь всего, и волосы цвета «молочный шоколад» собраны на затылке тяжелым узлом, и шелковый халатик в сиреневых хризантемах, нога на ногу, на ноге — шлепанец на каблучке. Сидит себе с чашкой кофе за круглым столом. Она думает о логопеде для внука Вальки и о том, что хорошо бы посадить в этом году новые пионы — розовые, и о том, что не забыть записаться на маникюр… Картинка цветная и отчетливая. А потом звонит телефон. Женщина удивляется, поднимается из-за стола и идет в коридор, ответить на звонок. Чашка кофе у нее в руке, — ведь это же наверняка просто ошиблись номером. Она поднимает трубку и нараспев говорит: «Аллооооо». И потом: «Да, это его жена».

И картинка вдруг становится черно-белой и расплывчатой. Не в фокусе. А чашка с кофе падает на плитку и разбивается на тысячу осколков. И женщина — казалось, так бывает только в кино, но и в жизни, оказывается, тоже, — за секунду превращается из «моложавой» в старуху. И волосы уже не «молочный шоколад», а какая-то мочалка потрепанная, и хризантемы на халатике линялые. И куда, куда ей эти шлепанцы на каблучках, ведь на ногах, кажется, моментально проступил ужасный варикоз.

И лицо резко состарилось.

Ее Костика, ее любимого и любящего мужа, больше нет и никогда не будет. Это не чашка разлетелась на осколки. Вся жизнь.

Прошло полгода. И жизнь, кажется, внешне наладилась. Говорят, что первые шесть месяцев самые трудные. Она все прочитала, про все эти стандартные стадии: отрицание, страдание, принятие. Летом к ней — в их с Костиком маленькую уютную квартирку в зеленом центре города, — приехала семья. Сын Алеша, так похожий на Костика сутуловатой фигурой и улыбкой. Невестка Маша, уверенная в себе, хохотушка. Как хорошо, что замкнутому Алешке попалась именно Маша! Валька — ему сейчас шесть, грибборовичок. Передние зубы выпали. Уже умеет читать.

Так вот, о самом трудном.

Не одинокие ночи, не альбомы с черно-белыми фотографиями. Не бюрократический ад. Не соболезнования знакомых, которые вновь и вновь невольно бередили рану: как же такое могло произойти? Врач, а не разглядел у самого себя симптомы сердечного заболевания. Упал прямо на проходной в больнице; торопился на утренний обход. В больнице, своей, и не смогли помочь! Это — как? Оказалось: уже перенес инфаркт на ногах, и сам об этом не догадывался. Рубцы на сердце. А может, не хотел придавать значения симптомам. Уже нет ответов.

Никогда не будет.

Самое трудное — семейные вечера. Маша считала: надо Анну Сергеевну бодрить и веселить. Каждый вечер взялись смотреть фильмы, сплошь комедии. Фильмы выбирала Маша, скачивал Алеша. Валька был ответственным за то, чтобы бабушка не отказывалась от просмотров. «Бабушке тяжело, ее надо веселить», — объясняла Маша, и Валька старался изо всех сил. Большой зеленый диван в гостиной раздвигали, наваливали подушек и подушечек.

Ложились: сейчас молодые не смотрят телевизор сидя.

Посередине Алеша, на одно его плечо пристраивалась Маша, на другое — Валька.

Семья. Счастье. Даже Фроська, собачка, прибегала на общее единение и возню, укладывалась в ноги. На Анну Сергеевну посматривала виновато, виляла хвостом.

Анна Сергеевна сидела на низком креслице рядом с диваном, одна. И прямо-таки чувствовала этот невидимый водораздел между «семьей» и «одиночеством». Их разделяла какая-то пара метров, но это расстояние не преодолеть никогда. И она, Анна, даже смеялась особо удачным шуткам и вставляла, изредка, свои реплики.

Маша радовалась: все идет по плану. Анна Сергеевна возвращается к жизни.

Маша не понимала, что Анна Сергеевна все глубже проваливается в холодный океан одиночества.

Однажды утром они нашли на кухонном столе записку: «Я поехала на дачу. Б.» Б — это, значит, бабушка. Да, ведь Анна Сергеевна резко стала бабушкой, и сама это, выходит, признает.

Алеша посмотрел на Машу. Маша пожала плечами: «Пусть делает, как знает».

Валька завладел отцовским планшетом и подключился к мультикам.

А Анна Сергеевна в это время уже открывала ключом калитку дачного домика.

Надо же, как выросла травища! Лето было дождливым, не косили ни разу. Неожиданно порадовали яблони.

На них наливались яблочки.

Какие-то с легким стуком падали прямо на землю.

Скоро ведь Яблочный Спас, вспомнила Анна Сергеевна.

Зашла в домик. Пахнуло сыростью. На окне паучок свил паутинку. С прошлой осени стояли в вазе засохшие поздние цветы. Анна тяжело опустилась на скамеечку.

Казалось — вот-вот зайдет Костик, скажет: ну, Нютка, и запустила ты дом! Нютка.

Никто в жизни и никогда не называл ее больше Нюткой. И никто никогда уже не назовет. Сидела и плакала — облегчающие, светлые слезы текли и текли. Это неправда, что надо бодриться и смотреть комедии. Надо плакать и вспоминать.

И жить потом дальше.

Боммм!.. Раздалось неожиданное. Анна вздрогнула от резкого звука. Да вот же они, часы с боем! Висят на стенке напротив печки. Откуда вдруг раздался этот неожиданный удар маятника? Не иначе как Костик напомнил. Значит, он здесь, в их уютном обжитом домишке.

Анна Сергеевна подошла к часам, бережно завела их. Они радостно и бодро затикали. Пошли отстукивать время. Тик-так, тик-так.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.