Матрешка с китайским прищуром
Речь при этом идет не о логотипах конкретных фабрик или отдельных названиях («Гжель», «Жостово», «Хохлома» и т. д.), а о «графических элементах, характерных для русских народных промыслов». Иными словами, если предложение будет принято, производителям, выпускающим сувениры в той или иной традиционной технике, придется платить роялти за право расписывать деревянную утварь хохломскими узорами или набивать платки цветами в стиле Павловского Посада.
Авторы инициативы считают, что это поможет побороть китайский контрафакт, который сейчас буквально заполонил сувенирные магазины страны.
Не избежала печальной участи и столица — по некоторым экспертным оценкам, более половины традиционных народных сувениров, представленных сейчас на московском рынке, можно назвать таковыми лишь в кавычках.
— Подделок полно, — подтвердил «ВМ» информацию главный художник Жостовской фабрики декоративной росписи, заслуженный художник РФ Михаил Лебедев. — Ими наводнены магазины Duty free в аэропортах, художественные салоны и арт-лавки в самых престижных местах Москвы, включая Красную площадь.
Вовсю торгуют подделками сувенирные отделы музеев… Причем качество впечатляет: отличить фальшивку от подлинного изделия неспециалисту крайне сложно. В результате традиционные народные промыслы сейчас оказались в очень трудном положении: старые мастера уходят, молодежь занимает их место крайне неохотно из-за низких заработков, а тут еще и китайцы демпингуют. Чему, кстати, всячески потворствуют торговые сети, которым выгоднее закупать за копейки штампованные подделки и потом перепродавать их втридорога несведущим покупателям.
Дело дошло до того, что «русское народное» за границей уже вовсю ставят на поток: — Например, в подносах, которые выдают за жостовские, китайцы и турки вместо росписи широко используют деколи, а проще говоря, переводные картинки, — объясняет Лебедев. — Берут один настоящий, сканируют рисунок, дальше на хорошем полиграфическом оборудовании печатают тираж и штампуют жестянки с цветами в диких количествах. И это при том, что двух одинаковых жостовских подносов не может быть просто по определению! А таможня вынуждена весь этот китайский китч пропускать — в документах ведь все просто: «посуда жестяная».
Авторы документа надеются, что в случае принятия их предложения появятся реальные основания для предъявления претензий к имитаторам, ведь после регистрации соответствующих товарных знаков таможня сможет с полным основанием не пускать в страну подделки, «сходные до степени смешения».
СПРАВКА
Исторически традиционные народные художественные промыслы столичного региона дислоцировались в Подмосковье, а вот реализовы вались в основном в Москве и Санкт-Петербурге — более половины сделанных в области сувениров продаются в двух столицах.
Ежегодно область реализует такой продукции на 500 млн рублей (объем продаж всей отрасли составляет порядка 5,5 млрд рублей по стране). На двух десятках сувенирных фабрик Подмосковья работает 4 тысячи человек.
Подписывайтесь на канал "Вечерней Москвы" в Telegram!