Если попали в ДТП, что делать? Полицейский с Петровки

Теракт в Крокус Сити

Какие профессии считались престижными в СССР?

Выборы

Ювелирные украшения из СССР

Идеальный мужчина

Полицейский с Петровки

Фестиваль молодежи

Русский след в Гарри Поттере

Морская гладь скрывает чудеса

Сюжет:

Пресса в образовании
Общество
Морская гладь скрывает чудеса
Голубой кит достигает 30 метров в длину и 180 тонн или более по весу, при этом питается практически исключительно небольшими существами, похожими на креветок и известными под названием «криль». Голубой кит распространен от Чукотского моря, Гренландии до Шпицбергена и от Новой Земли до Антарктики / Фото: en.wikipedia.org
Исследование морей и океанов, их флоры и фауны ведутся многие десятилетия, и практически ежегодно делаются все новые открытия.

Красный агрессор

Этим летом группа российских исследователей морской флоры и фауны из Института цитологии при Российской академии наук в ходе экспедиции на Балтийском море выяснила, какова природа агрессивных вод красного цвета.

Все дело — в особых динофитовых водорослях. Вода окрашивается в красный цвет за счет того, что в клетках водорослей много пигмента, имеющего красно-коричневый цвет. Они выделяют нервнопаралитический яд бреветоксин, опасный для птиц, рыб и планктона. Считалось, что токсичными водоросли стали из-за загрязнения морей. При детальном изучении обнаружили, что рост вредного вида морской растительности происходит из-за его всеядности и способности быстро адаптироваться к любым условиям. Водоросли могут потреблять и органическую, и неорганическую пищу. Именно этот фактор повлиял на бурный рост количества представителей этого вида в водах Балтийского моря.

По накопленным в ходе экспедиции данным исследователи будут искать способ регулирования роста красных водорослей и прогнозировать их размножение в разных морях и океанах.

Морская гладь скрывает чудеса  Кубомедуза, или морская оса. За последние 60 лет унесла примерно 6 тысяч жизней. Яд кубомедузы считается самым смертельным в мире. Шансы на спасение есть, если раны сразу обработать уксусом. Обитает в морских водах Австралии и Азии / Фото: wikipedia.org

НЛО поселился на дне

Среди других новейших открытий — новый вид медузы, обнаруженный в Тихом океане учеными из США. Внешний вид уникального существа очень напоминает НЛО: тело покрыто специальными сенсорами, которые начинают светиться при малейшем прикосновении.

А осьминог «Каспер», обнаруженный в водах Гавайского архипелага, не принадлежит ни к одному известному виду. Он обитает на невероятной для головоногих глубине — более 4000 м. У него нет плавников, не развиты мускулы и не хватает пигментных клеток хроматофор. Именно поэтому существо почти прозрачное.

Гиганты холодных вод

Совместная группа ученых из Австралии, Японии и Франции в ходе антарктической экспедиции открыла ранее неизвестных обитателей морских глубин Южного полюса нашей планеты. Среди наиболее удивительных открытий называются гигантские морские пауки и огромные морские черви. По словам Мартина Риддла, одного из руководителей антарктической экспедиции, образцы собранных видов направлены по разным университетам и музеям для идентификации, изучения тканей и ДНК.

— Не все из этих существ пока поддаются даже приблизительной идентификации, мы почти уверены, что в результатах анализов обнаружатся не только представители новых семейств животных, но и новых видов в целом, — говорит Риддл.

Ученые отмечают, что характерной чертой антарктических обитателей является гигантизм, однако с биологической точки зрения подобные размеры не имеют логичного объяснения, поэтому на сегодня наука не в полной мере понимает эволюцию этой замкнутой и довольно экзотической системы.

Перепись морской фауны

Самое же масштабное открытие новых видов морской жизни было сделано в ходе «Переписи морской фауны», которая велась в течение 10 лет, начиная с 2000 года. Работая в совместном проекте по исследованию морской жизни, биологи и океанографы из 80 стран мира за десятилетний период смогли составить описание порядка 250 тысяч представителей морской фауны. Обнаружены и изучены более 17 тысяч обитателей глубин океана, ранее неизвестных, а также виды морских животных, считавшихся вымершими. Для сравнения, в каталог животного мира нашей планеты внесено порядка 1 миллиона обитателей суши.

Среди открытий проекта «морской переписи» — странные извивающиеся существа, прозванные кальмаро-червями, слепые лобстеры с жуткими клешнями, рыба с зубами на языке, неизвестное науке семейство «пушистых крабов» и другие животные. Именно после этого масштабного исследования представление о том, что морское дно, скорее всего, пустынно, навсегда ушло в прошлое.

Морская гладь скрывает чудеса Рыба- парусник. Этот активный морской хищник перемещается в воде со скоростью, практически равной скорости гепарда на суше, — до 100–109 км в час. Рыба-парусник предпочитает тропические и субтропические моря и океаны, кроме того, встречается в Черном море, куда попадает из Индийского океана / Фото: wikipedia.org

Человеческий фактор

При всем своем разнообразии океаническая флора и фауна вполне могут не устоять перед напором человеческой цивилизации и пагубными последствиями человеческой деятельности. Одной из целей, ради которых был учрежден Всемирный день моря, является привлечение внимания общественности к проблеме более ответственного отношения людей к миру, в котором они живут. Еще одна задача Всемирного дня моря — обратить внимание промышленников, какой невосполнимый ущерб морям и океанам наносят перелов рыбы, загрязнение водоемов и глобальное потепление. Другие важные задачи — повышение безопасности на море и предупреждение загрязнения морской среды, в частности нефтью.

А ведь сегодня человек все чаще слово «океан» связывает с освоением минерально-химических, энергетических и пищевых ресурсов. Богатства океана поистине неисчислимы. И это не только нефть. Грандиозные запасы сосредоточены в железомарганцевых залежах, выстилающих громадные площади дна Тихого, Атлантического и Индийского океанов. Специалисты подсчитали, что запасы этих полезных минералов выражаются астрономическими цифрами — 300–350 млрд тонн. Ежегодный прирост запасов превышает всю годовую потребность мировой экономики в марганце, кобальте и многих других элементах.

Учимся у природы

Изучение биологических особенностей морских животных помогает человечеству улучшать медицинские и другие технологии. Например, уже давно ведутся исследования генетики глубоководных сидячих червей, продолжительность жизни которых доходит до 300 лет. Ученые пробуют понять, что именно дает возможность этим особям жить так долго, страдают ли они от болезней и можно ли секреты их биологии использовать для продления жизни человека.

Исходя из основной гипотезы о зарождении жизни — что она появилась в воде, — ученые пробуют получить живые организмы искусственным путем, выстраивая в своих экспериментах условиях «первичного бульона» и других природных факторов, предположительно существовавших на Земле миллиарды лет назад. За последние десятилетия ученые, используя самые разные виды энергии, получили в лабораторных условиях самые разнообразные «органические» вещества. Во всех этих опытах моделировались условия первичной бескислородной атмосферы.

Было установлено, что в первичной бескислородной атмосфере древней Земли был возможен синтез «органических» молекул за счет энергии коротковолнового ультрафиолетового излучения Солнца, энергии электрических разрядов и за счет других геотермальных источников энергии.

Исследования в этой области продолжаются. Как и исследования ныне существующих обитателей морей и океанов.Эксперты считают, что еще миллион или больше обитателей подводного мира так и остались науке неизвестными. Поэтому научной и экспериментаторской работы будущим специалистам по морской жизни хватит еще не на одно десятилетие.

КСТАТИ

Наиболее ярко границы морей видны там, где возникает вертикальный галоклин. Так называется сильная разница в солености между двумя слоями вод. Увидеть это явление можно, например, в датском городе Скагене. Тут встречаются Северное море с Балтийским.