Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Юлий Ким: «С Александром Галичем мы пели в Петушках крамольные песни»

Развлечения
Юлий Ким: «С Александром Галичем мы пели в Петушках крамольные песни»
9 октября 2016. Поэт и композитор Юлий Ким на премьере мюзикла «Анна Каренина» в театре «Московская оперетта» / Фото: Валерий Шарифулин/ТАСС
В театре Пушкина премьера - спектакль для семейного просмотра "Три Ивана".

Юлий Ким, автор  пьесы-сказки, в интервью "ВМ" развеял мифы о привычном представлении о героях русского фольклора, а также поделился  своим мнением о том, чем умный отличается от дурака, а нигилист от циника.

- Юлий Черсанович, ведь в театре Москвы лет тридцать назад шел спектакль "Три Ивана". Ваша версия - новая?

- "Иван Царевич" или "Три Ивана"  был мной написан в середине  80-х годов по предложению Андрея Александровича Гончарова, который руководил Академическим театром имени Маяковского. Ему поступил мягкий выговор от руководства Москвы за то, что в театре нет детского репертуара, только одна сказка "Буратино".

Гончаров вспомнил о том, как в ГИТИСе он ставил сказку об Иван-Царевиче Александра Островского. В памяти у него осталось, что у Островского есть такая сказка, и что нужно написать к ней только песни, и для этого, собственно говоря,  и позвал меня. Разумеется, я сразу согласился, потому что Гончаров - великий режиссер, классик. Стал читать пьесу Островского и неожиданно обнаружил, что пьесы-то и нет, а есть одна первая сцена, которую и ставил Гончаров в ГИТИСе,  а еще набросок остальных пяти действий.

Там были русалки, черти.. 40 персонажей - сказочная феерия.  Очень интересная. И там были три Ивана. Дальше он не писал, потому что ждал деньги от директора Императорских театров на будущую постановку.  Но денег  не дали. Я сказал Гончарову, что есть только первая сцена, от которой хотел оттолкнуться и написать продолжение.  Так и сделал. Моя пьеса Гончарову понравилась. Только Андрей Александрович  предложил свою версию смерти Кощея - моя версия его не устроила.

- Как решил покончить с Кощеем великий и могучий Андрей Гончаров?

- Андрею Александровичу моя версия смерти злодея  показалась слишком вычурной, надуманной. В моей пьесе Кощей кончает жизнь самоубийством, потому что больше не верит в благородство людей. Именно этот вариант будет идти в театре Пушкина.  

А вариант Гончарова, где Кощей умирает от волшебного слова,  шел в театре Гончарова. Интрига спектакля Гончарова заключалась  в том, чтобы зрители разгадали волшебное слово, от которого разобьется яйцо и умрет Кощей.  Весь зал разгадывал это слово. Оно было "свобода".  Хором кричали дети "свобода", и это было весьма странно в эпоху брежневского застоя.

- Кто такой для вас Кощей? Воплощение зла или, быть может, у него благая  миссия?

- Я сочинял Кощея  - этакого завхоза своего злодейского царства. Цель Кощея - разоблачать настоящих героев.  Когда герои попадали на его удочку, он превращал их в деревья. Мой Кощей - узнаваемый человеческий тип, и этот тип тот, кто не верит в благородство человека, в доброту - ни во что хорошее не верит. Он разоблачает людей, которые претендуют на роль  героев, причем разоблачает, обогащаясь при этом. Очень циничный тип.

- Позвольте уточнить. Вы сказали, что Кощей ни во что не верит. Тот, кто ни во что не верит, нигилист.  В чем разница между циником и нигилистом?

- Если под нигилистами понимать людей типа Евгения Базарова из романа "Отцы и дети", то, на мой взгляд,  он был герой -  истинный  патриот Родины. Прекрасно видел все недостатки России, видел колоссальный социальный разрыв и первый подал пример - реальной доброты, реальной гуманитарной помощи  обездоленному народу. Он занимался врачеванием, спасал простых людей от смерти и умер, как герой. Из такого типа выросло целое поколение, которое несло просвещение в народ, учило его, спасало.

Между прочим, все мои деды были из этого слоя интеллигенции или, как говорит о себе Базаров, разночинцами.  Чехов описал этот новый тип в своих произведениях. Только, в отличие от тоскующих чеховских врачей, учителей, мои предки были исполнены жизнелюбия, веселости, любви и надежды.   У них были свои театры, школы для бедных детей, бесплатные больницы, и они не задавались вопросом: "Быть или не быть?". Базарова обвиняли в цинизме. Но он был не циником. Он - реалист. Когда Кирсанов стал обвинять его в цинизме, он направлял их посмотреть, как живет русский народ, и говорил, что вместо болтовни нужно помогать людям - лечить их, просвещать, учить, а не заниматься болтологией. К сожалению, сегодня таких болтунов, как Павел Кирсанов,  тьма, а таких, как Базаров, единицы.  

- Бунин нелестно отзывался о русском народном фольклоре и о героях русских народных сказок. Как вы думаете,  с чем это связано и что так бесило нобелевского лауреата в Иване-Дураке и скатерти-самобранке?

- Иван Алексеевич был человек ядовитый, скептический, и запросто мог критиковать народное творчество. В его анализе истоков русского народного  фольклора  немало правды. Но это такая правда, которая растворяется в контексте истории, а значит однобокая правда.

- Бунин в тех же "Окаянных днях" нелестно отозвался о герое комедии "Горе от ума" Чацком. Как вы считаете - Чацкий - умный человек? Сейчас называют его едва ли не дураком...

- Вне всякого сомнения, Чацкий - умный, интеллигентный, образованный, искренний, честный.  Массу отрицательных сторон, черт и качеств в России он видел ясно и говорил о них беспощадно, называя вещи своими именами.  Другой вопрос - что он говорит в пустоту, и никто его не слышит. Так считал Пушкин. Но я с этим не согласен.  Чацкого слышит зрительный зал - ведь это же пьеса. Александр Андреевич говорит не для Фамусова, а для публики, которая слушает его прекрасные, острые монологи и диалоги, поражаясь их актуальности и глубине. Чацкий - первая ласточка истинного просвещения.  Он - один из первых развивал мысль, и за ним пошли поколения.

- Наверняка вы знаете, что спектакль "Бумбараш" по мотивам раннего произведения Гайдара "Талисман", где вы - автор текстов и музыки, в этом сезоне  возрождает в Табакерке с молодежью Владимир Машков. Рады этому обстоятельству?

- Конечно, рад.  Не думаю, что Машков будет ставить пародию на Гайдара, а сохранит и веселость, и простодушие Гайдара и своего первого спектакля.  В первой постановке мне не очень понравилось, что Машков убрал лирическую, любовную  тему.  В его спектакле Бумбараш и Варька больше дурачатся, чем любят друг друга. Убрал Машков много лирических, душевных песен и романсов. Еще была любовь между Софьей и поручиком, и я написал для них романс об их поздней встрече и ранней единственной любви, и романс режиссер отверг. А ведь с любовной линией, которая сильна у Гайдара, спектакль бы только выиграл.  

- 19 октября день рождения вашего друга - драматурга, поэта и мыслителя Александра Галича. С именем Галича, в спектакле по его пьесе "Матросская тишина" Машков, что называется, проснулся знаменитым. Поделитесь, пожалуйста, воспоминаниями о Галиче.

- Я был хорошо знаком с Галичем.  Мы симпатизировали друг другу. У нас было совместное приключение - в 1967 году, когда мы побывали на конференции, посвященной  творчеству бардов (она проходила  в Петушках). Впоследствии Ерофеев опишет Петушки в своей легендарной поэме. В Петушках, в лесу, мы пели с Галичем под гитару. Инструмент передавали из рук в руки. Пели песенки крамольного содержания. Галич был замечательный, уникальный, эпохальный человек. Процветающий советский драматург, и его творчество изучали студенты,  пьесы ставились во многих театрах, и неожиданно для многих  вместе с "хрущевской оттепелью" к нему пришла новая тема - погибшей при советской власти культуры. От этой темы он уже не отходил, несмотря на то, что подвергся жесточайшему прессу.  Был  изгнан  из СССР,  он мечтал вернуться в Россию, и у него даже есть об этом песня "Когда я вернусь".

- Скоро отмечается 100-летие Андрея Гончарова. Несмотря на разногласия в вашей сказке, что вы думаете об Андрее Александровиче?

- Гончаров был одного года рождения с Галичем - 1918. Андрей Александрович умело, точнее - гениально  сочетал традиционное театральное искусство с новаторским, и шел на эксперименты бесстрашно. Человек он был решительный, сильный, авторитарный и бесконечно талантливый. Он воспитал несколько поколений режиссеров, актеров. Воспитал и помог раскрыться Наташе Гундаревой,  Татьяне Дорониной, Евгении  Симоновой, Светлане Немоляевой. А каким орлам дал возможность взлететь - Александру Лазареву, Армену Джигарханяну!

Подписывайтесь на канал «Вечерней Москвы» в Telegram!

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.