Четверг, 14 декабря, 09:12
Туман -1°
Барочные гномы в Хофгартене Аугсбурга

Чем больше огурцов, тем человек богаче

Фото: wikipedia.org
Следы барокко в современном мире я вижу сплошь и рядом. Посмотрите вокруг. Взять хотя бы так называемый растительный орнамент, который используется везде, где только можно. Честно, я назвал бы его вычурным.

Рюши, цветы, лепестки, бутоны. Мы видим повторяющиеся элементы такого рисунка на рюкзаках, на любой одежде, ими украшают вывески на улицах, даже архитектурные элементы. Рискну сделать вывод, что этот орнамент родом из барокко. А еще он подкреплен присущим той и последующим эпохам восхищением дворцами, которое в разные времена влияло на проявление стиля.

Подоплека в использовании растительного орнамента раньше, да и сейчас — в историческом желании донести до окружения идею собственного богатства. Ну как рассказать соседу, что ты живешь богато? Что капуста и огурцы уродились? Рисунком — изображением пышного цветов и символичных плодов.

А возьмите течение, которое было популярно несколько лет назад – так называемых хипстеров. Парни с голыми щиколотками – по факту они тоже «смотрят» в эпоху барокко. Стиль — бесформенная одежда, как с чужого плеча, огромные очки, массивные ботинки, когда трудно понять, парень перед нами или девушка — это не что иное, как барокко.

В другом стиле, который мы все чаще видим на улицах сейчас и который пришел на смену, — сдержанный кэжуал — все по-другому. Тут, при всей функциональности и практичности, напротив, подчеркиваются женственность и мужественность. Нет никаких лишних и бросающихся в глаза орнаментов, цвета сдержанные и нейтральные. В гардеробе может быть одна яркая вещь, для особенных случаев. И вот этот пример лишний раз доказывает, что история развивается по спирали. А именно: периоды тяготения к пышности и вычурности всегда сменяются периодами приоритета четких линий и минимализма. Такие смены мы наблюдаем не только в стиле одежды, но и в художественном и монументальном искусстве, в архитектуре. Не буду далеко ходить: в Москве на одной улице мы видим памятник — как символ чего-то громоздкого, глобального, пышного, а на другой — выполненный строгими линиями, без четкой прорисовки образов, но передающий точно настроение и смысл. Оба имеют право на существование и оба показывают, как в истории «перетягивают канат» стиль богатства и стиль простоты. На протяжении веков они сосуществуют, пока на время не берет верх то один, то другой. Вспомним, что на смену самому барокко пришел со временем классицизм, тяготеющий к строгости линий и упрощенности формы.

К слову, нынешняя тяга к украшательству, которая проявляется то тут, то там, вне зависимости от приоритетного стиля, входит в серьезное противоречие с современными европейскими тенденциями. В Европе царит минимализм, граничащий с аскетизмом.

Новости СМИ2

Загрузка...

Новости Финам

Новости партнеров

Реклама

Новости СМИ2

Новости партнеров