Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Легенда №401. Наследие знаменитого предприятия спасли от забвения

Общество
Легенда №401. Наследие знаменитого предприятия спасли от забвения
Актриса Ирина Муравьева на съемках фильма «Москва слезам не верит» позирует рядом с первым советским массовым автомобилем «Москвич-401»  / кадр из фильма «Москва слезам не верит»
Сегодня на территории бывшего Автомобильного завода имени Ленинского комсомола (АЗЛК) активно работает одна из самых наукоемких площадок столицы — технополис «Москва». А несколько десятилетий назад здесь рождались самые массовые модели советского автомобилестроения. Как у любого завода-гиганта, у АЗЛК был ценнейший архив. Еще недавно он был в шаге от уничтожения. История его судьбы — в сегодняшнем специальном репортаже «ВМ».

Брутальный трехдверный джип, напоминающий современный дорогущий «Гелендваген», позирует неизвестному фотографу на фоне заснеженных пейзажей московских окраин 1970-х годов. На соседней, пожелтевшей от времени фотокарточке обаятельная девочка лет пяти стоит рядом со стильным минивэном, чьи колеса украшены эффектными белоснежными дисками. Смотришь на эти снимки и отказываешься верить, что этим моделям без малого 40 лет.

Как и в то, что каждая из них — ближайший родственник знакомого каждому советскому человеку «Москвича», того самого, что по совету друзей решил приобрести Шеф из гайдаевской «Бриллиантовой руки». Еще вчера фотографии экспериментальных разработок московского Автомобильного завода имени Ленинского комсомола (АЗЛК), полузабытого и уже никому не нужного, были отправлены на свалку. На свалку истории. В прямом и переносном смыслах. Усилиями неравнодушных людей документы получат вторую и, хочется верить, вечную жизнь. На выставке «Преемственность поколений» они станут основой экспозиции. Она откроется в последних числах ноября на территории бывшего завода, которую ныне занимает технополис «Москва».

В этом году советскому автопромышленному гиганту исполнилось бы 70 лет. В свои лучшие времена АЗЛК выпускал до 300 тысяч автомобилей в год. В стране, где средство передвижения оставалось все же роскошью, доступной далеко не каждому, «Москвичи» были одной из самых «народных» марок авто.

В 1990-е годы предприятие пришло в упадок и после нескольких лет агонии закрылось окончательно.

Легенда №401. Наследие знаменитого предприятия спасли от забвения Экспериментальный полноприводный «Москвич-2150»  / фото предоставлено сотрудниками выставки «Преемственность поколений»

Опережая время

За десятки лет на заводе накопился уникальный архив. Эксперты уверяют — идеи конструкторов АЗЛК были столь прогрессивны, что не имели равных в стране. Так, в начале 1990-х заводские инженеры были готовы выпускать автомобили с автоматической коробкой передач. Чертежи, фотографии футуристических прототипов, разработки, так и не сошедшие по разным причинам с конвейера, — все это могло кануть в Лету, если бы не старания энтузиастов, сохранивших документы.

— При реконструкции зданий бывшего АЗЛК было обнаружено множество артефактов, включая даже блокноты с рабочими записями инженеров, — рассказывает «ВМ» куратор выставки «Преемственность поколений» и директор музея "Семья" Софья Пахарева. — Это настоящие раритеты — например, подшивка заводской газеты «Малолитражка» или огромный раздел экспериментальных разработок. Самое страшное, что все эти документы могли оказаться на помойке, если бы не сотрудники технополиса, среди которых немало ветеранов АЗЛК или их потомков, детей и внуков.

Люди, о которых говорит Софья, предложили ей сделать из обнаруженных «сокровищ» экспозицию. Одна из ее изюминок — письмо внука Генри Форда с благодарностью в адрес завода за подаренную ему во время визита в Москву в 1970 году фирменную шкатулку с изображением «Москвича». Между прочим, в 1930-е годы именно на московском заводе, носившем тогда название Государственный автосборочный завод имени Коммунистического Интернационала Молодежи (КИМ), собирали лицензионные «Форд-А». Да и само предприятие было построено при участии заокеанских специалистов.

— Разбираясь в документах, я погрузилась в их неповторимую атмосферу и поняла, что такое настоящий завод — это без преувеличения семейное предприятие, на котором работали деды, отцы и внуки.

При заводе были свои дворец культуры, поликлиники, даже детские сады — АЗЛК был для работников вторым домом, в котором кипела, бурлила жизнь.

Легенда №401. Наследие знаменитого предприятия спасли от забвения Экспериментальный минивэн «Москвич-Арбат» / фото предоставлено сотрудниками выставки «Преемственность поколений»

Ветераны

Лев Железняк несколько лет проработал в музее при заводе, где занимался реставрацией автомобилей. Сегодня седовласый улыбчивый мужчина со старомодными усами возглавляет столичный Музей индустриальной культуры. Мы беседуем с ним в окружении советских «двухкопеечных» таксофонов, голубых гастрономических весов «Тюмень», велосипедов «Орленок» и тех же «Москвичей-412» — детских машинок с педалями, о которых мечтал, наверное, каждый, чье детство пришлось на 1970–1980-е годы.

— При ликвидации завода в 2007 году часть архива «Москвича» была направлена в два места — в самарский Центральный музей технической культуры и Московский политехнический музей, — рассказывает Лев Наумович. — Но общий колоссальный объем документов, фотографий и прочих артефактов был настолько велик, что сохранить все и инвентаризировать было невозможно — в том числе из-за недостаточного финансирования. Были моменты, когда я думал, что все пропало. Но нет — спасибо отдельным энтузиастам, спасли и сохранили.

Бывший замначальника кузовного цеха АЗЛК Виталий Кузнецов во время разговора о заводе курит сигарету за сигаретой. Заметно нервничает.

Легенда №401. Наследие знаменитого предприятия спасли от забвения Самый массовый «Москвич-412» / фото предоставлено сотрудниками выставки «Преемственность поколений»

Так переживают за неудачи родных и близких.

— Мне до сих пор обидно, что ничтожное количество людей знает о таких разработках, как, например, «Москвич-Арбат» — полноценный минивэн, аналогов которому в нашей стране не было, — сокрушается он. — После остановки конвейера завод очень долго стоял бесхозным. Людям, пока велась процедура банкротства, три года не платили зарплату, а в сборочном цехе под потолком так и висело несколько никому уже не нужных кузовов «Москвича-2141» — последней нашей серийной разработки. В общем, воспоминания о последних годах легендарного завода у меня, увы, горькие… Одним из тех, кто занимался спасением заводского архива, был Алексей Джигурда. С середины 1980-х годов он занимал на предприятии должность главного конструктора. Про завод Джигурда до сих пор говорит «наш». Рассказывает, что документы он какое-то время хранил у себя дома на антресолях, упаковав в большие, метр на метр, конверты.

— Удалось спасти библиотеку, директорский, конструкторский и музейный архивы, — рассказывает он. — Радует, что люди наконец-то получат возможность увидеть своими глазами, каким мог бы стать «Москвич», если бы высшее руководство страны дало добро на наши интереснейшие разработки. «Зарубали» их по досадным для нас причинам. Например, в середине 1970-х годов была разработана модель «Москвич 3–5–6», которая — поверьте — была намного интереснее, чем всем известная «копейка» — ВАЗ-2101. Однако по плану Волжский автозавод должен был выпускать в два раза больше машин, чем московский. Вот наш проект и притормозили.

Легенда №401. Наследие знаменитого предприятия спасли от забвения Самый первый автомобиль, выпущенный на заводе в 1930 году - «Форд-А», собранный из машинокомплектов присланных из США и привезенных с завода в Нижнем Новгороде, слева - Иван Лихачев, справа - инженер / фото предоставлено сотрудниками выставки «Преемственность поколений»

— Действительно, на заводе «Москвич» работали семьями, — продолжает Джигурда. — Золотой была эпоха 1970-х, когда более половины нашей продукции уходило на экспорт — до 70 процентов общего объема выпуска. Машину продавали в страны Бенилюкс, в Финляндию и арабские государства. Причем «Москвич» там знают именно как недорогой и удивительно неприхотливый автомобиль.

У него был простой двигатель, для которого не нужны специальные марки бензина.

Подписывайтесь на канал "Вечерней Москвы" в Telegram!

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.