Монстр по имени Телек
Все мои знакомые делятся на две группы людей – на тех, кто телевизор не смотрит, и тех, кто без него не может жить. Обе эти группы объединены страстью: они обожают телевидение ругать и делают это по поводу и без, причем не-смотрящие – с большим азартом, чем смотрящие. В целом же, если переиначить знаменитую фразу про Бориса Пастернака, все регулярно сводится к тому, что, мол, «телек не смотрю, но осуждаю».
Пожалуй, за век без малого своей «общественной» истории (а первая серийная, что важно, модель советского телевизора, ленинградская Б-2, сошла с конвейера завода имени Козицкого в 1933 году, тогда «ящик» выдавал изображение размером 16x12 мм, а линза увеличивала его до 4х3 см), телевидение развивалось со скоростями, нами не замеченными, но фантастическими. Сейчас это мир заоблачно-высоких технологий.
Но и тут не обошлось без парадоксов. Лет тридцать назад телек не делался, конечно, на коленке, но по сравнению с днем сегодняшним был примитивным. Зато в то время по полной «рулило» содержание. Например, специальный образовательный (учебный) канал – был и такой, помните, нынешнему не чета?! - вбрасывал невероятное количество информации, причем ценнейшей. Неспроста же на некоторых уроках телевизор включали как дополнение к предмету!
Но технологии нарастали, а образовательная функция телевидения постепенно сходила на нет, подменяясь функцией развлекательной. Безусловно, есть из этого и исключения. Но я в целом о направлении, которое роковым и трагическим образом совпало с падением культуры в нашей стране, мягко говоря, не без потерь расставшейся с советским строем – без всякой его идеализации. Монстр Телек, когда-то учивший и поучавший, превратился, с одной стороны, в политизированное донельзя СМИ, а с другой – существо с распрямляющимися на глазах извилинами. Прямо-таки наглядная прямая зависимость: чем более плоским и большим становился экран, передающий изображение, тем более плоским становилось и содержание «картинки». Раньше балаган был лишь частью ТВ. Сейчас ТВ становится частью балагана.
Впрочем, обобщения всегда грубоваты. Это, конечно, картина маслом, но крупными мазками. И хотя с учетом всего вышесказанного говорить о любви к телевидению как-то странно, тем не менее это правда – я его люблю. И при желании нахожу массу интересного там и сейчас. Потому что ценю документалистику, и мне очень жаль, что многие великолепные работы документалистов уходят в небытие, смытые потоком другой, часто крайне поверхностной инфы. Потому что и сегодня живут на «Культуре» великолепные концерты: я точно знаю, что иной возможности вечером побывать ни в Ла Скала, ни в Венской опере у меня нет. И потому что нахожу в сетке массу интересных фильмов. Да многое можно перечислить…
И как бы мы ни шипели на него, но… Там есть, что посмотреть! Но в такой день хочется сказать спасибо не телебоссам – великим, и в реалиях сегодняшнего дня становящимся чуть ли не богами, а тем многим тысячам людей, которые, собственно, и заставляют работать эту гигантскую машину под названием «телевидение». Тем, кто следит за состоянием кабелей и оптических волокон, крутят невидимые миру гайки, налаживают оборудование. Тем, кто сопровождает выход в свет любой телезвезды – членам съемочных групп, редакторам, ассистентам. Работникам пиар-служб разных каналов – невидимым «продвиженцам контента», искренне болеющим за успехи своих каналов. Несть им числа! И благодаря им живет эта чудо-махина, достаточно безжалостный, скандальный, неоднозначный в своих претензиях к миру монстр по имени Телек. И пусть живет! Мы даже верим, что он как-то… исправится.
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции