Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Золото партии – не легенда. Подтверждено МХАТом им. Горького

Развлечения
Золото партии – не легенда. Подтверждено МХАТом им. Горького
Барабаш Петр Лукич – народный артист России Владимир Ровинский, Барабаш Марлен – заслуженный артист России Сергей Габриэлян / Фото: www.mxat-teatr.ru
В этот МХАТ как-то немыслимо ходить не при параде: с давних времен в нем сохранилась некая приятная театральная строгость.

Сюда ходят на классику, тут «живут» Островский и Чехов, Горький и Кальдерон, тут детям по-прежнему «прививают» и Метерлинка. К современным авторам МХАТ имени Горького относится избирательно и строго, пробует их вещи на вкус осторожно и поднимает занавес лишь для тех произведений, в качестве которых не сомневается. Мхатовский принцип жизни – поступать так, чтобы не краснеть, оттого и театральные пробы его ювелирны и аккуратны, а поиски новых ходов тут не принято подменять вульгарной разухабистостью. Юрий Поляков мхатовские пробы давно прошел, театр поставил уже несколько его пьес, а к столетию революции подготовил сюрприз, «выпустив» на сцену «Золото партии» - еще одну пьесу Полякова, жанрово обозначенную в книге как «семейная комедия». Выпустил день в день, к революционной дате, не вступая в соперничество с распиаренными и нашумевшими телепроектами, просто и изящно «внеся свою лепту» в обсуждение столетнего юбилея события, перекроившего жизнь огромной страны. К тому же, во МХАТе нынче идет 120-й сезон, так что это был подарок и самим себе. (Видите, как минимум еще один повод для посещения театра обозначился – сходите непременно!)

Комедия ли это? Да, конечно. Зал хохочет, разбирая текст на цитаты. Взрывается аплодисментами, довольно фыркает в такт показанному, боясь пропустить очередную забавную реплику. Любопытно видеть и смешение классических декораций и кинохроники давно минувшего, заплетенных в день сегодняшний – это только начало действу было положено давным-давно, при том самом броневичке и революционных матросах, продолжается-то все сегодня, рядышком, на Рублевке.

Золото партии – не легенда. Подтверждено МХАТом им. Горького  Барабаш Марлен – заслуженный артист России Сергей Габриэлян, Сметанка Оксана Тарасовна – Ирина Архипова / Фото: www.mxat-teatr.ru

Впрочем, смех – лишь поверхностный слой этого драматургического «наполеона». Он обязателен и составляет основу, но его прослойки – куда глубже и вкуснее хрустящих верхних корочек.
Жизнь Петра Лукича Барабаша (народный артист РФ В. Ровинский), пенсионера всесоюзного значения, удалась. Он – достойный сын революции, назвавший сына Марленом (заслуженный артист РФ С. Габриэлян), в честь Маркса и Ленина. Дочке Социалине родиться было не дано, зато Марлен вырос и стал банкиром, сменил трех жен на четвертую – «мисс Тамбов» (о тщете смены жен он рассуждает в пьесе ужасно смешно!) Но ныне он на нервах – дела не клеятся, и чудесная жизнь на Рублевке того и гляди даст трещину.

Своя жизнь и история и у фактурной Оксаны Тарасовны Сметанки – сиделки-украинки с высшим историческим (!) образованием, и у ушедшего от нее мужа, тоже историка, сбрендившего на почве национализма и шовинизма: узнав, что супруг готов обнаружить «укровские» корни и у Ахилла, Оксана Тарасовна поняла, что семейная ее жизнь кончилась.

Свои обстоятельства жизни и беременности и у дочки Марлена – ее избранником стал Венька Чегеваров, молодая революционная поросль ХХI века. И у беременной четвертой жены Марлена, променявшей тамбовский подиум на особняк на Рублевке и мечтающей о «феррари». Свои они у полиглота Николая Карловича (как странно-узнаваемы тут имена…), приставленного к одному из марленовских сыновей, Теодоро-Федору, и у батюшки Василия, еще одного банкирского сына, в миру Василия Марленовича. Но в одной точке – помпезной гостиной марленовского дома, где уютно и претенциозно горит камин, но забившийся сортир отравляет атмосферу, все эти судьбы сходятся, пересекаются и дробятся. Тогда на смену смеху приходят и раздумья, и даже нечто горько-щемящее, объяснение которому найти трудно, а может и вообще невозможно. И приходит понимание, что «комедия» это – лишь на первый взгляд, а на самом деле – тонкий саркастический срез времени, слепок того дня, что остался где-то за спиной, на московском Твербуле, когда вы свернули с него к лестнице, ведущей в МХАТ.

- Три раза спектакль показали, и три раза зал был очень разный, - рассказывает Юрий Поляков. – В один день зал просто хохотал, в другой – напряженно слушал. В третий – смеются, но не над тем, над чем смеялись в первый…

Золото партии – не легенда. Подтверждено МХАТом им. Горького (справа налево) Майор Волковец – народный артист России Михаил Кабанов, Барабаш Марлен – заслуженный артист России Сергей Габриэлян / Фото: www.mxat-teatr.ru

Наблюдение точное, и объяснение ему дать несложно. Каков состав – таков и смех. Старик-колясочник, «всесоюзный пенсионер», жизнелюб и охранник советского строя Петр Лукич для одних будет просто понятен, для других – щемяще узнаваем, для третьих, зрителей помоложе, – незнаком совершенно, но интересен как объект изучения. Ну а автор этих строк хохотала над его эскападами, пока не начала вдруг узнавать в нем тех друзей собственного деда, что приходили когда-то в гости, устраивая яркие, незабываемые вечера. И бандиты, что подвезли до родимого дома батюшку Василия, молитвой попросившего о примирении одинцовских и солнцевских бандюганов, вдруг занесли в зал ветерок из 90-х. А гарная дивчина Ксана, она же Оксана Сметанка (манкая, в жовто-блокитной кофточке, потерявшая не пойми ради чьих интересов любимого обаяшка, в исполнении И. Архиповой), – как бы ни хотела казаться примитивной, внутренне многослойна настолько же, насколько «рельефна» внешне. И все это - герои одной большой комедии нашего времени, куда более широкоформатной, чем комедия семейная. Но это, пожалуй, единственное, в чем Поляков невольно не был точен.

А что же золото партии, спросите вы? Оно было, конечно. Прямо под руками, а то и в руках. Но не спрашивайте – где. Надеюсь, увидите, когда придете на спектакль. 

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.