Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Хрусталь

Хрусталь

Что подразумевается под шумом?

Что подразумевается под шумом?

Гагарин

Гагарин

Водолазка

Водолазка

Наводнение

Наводнение

Библиотеки

Библиотеки

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Какие профессии считались престижными в СССР?

Какие профессии считались престижными в СССР?

Ювелирные украшения из СССР

Ювелирные украшения из СССР

Что делать с шумными соседями?

Что делать с шумными соседями?

Андрей Горин: Я пошел к директору и сказал, что наша московская 710-я школа станет самой передовой и рок-н-ролльной

Сюжет: 

Шоу-проект «Площадь согласия»
Общество
Андрей Горин: Я пошел к директору и сказал, что наша московская 710-я школа станет самой передовой и рок-н-ролльной
Андрей Горин (на фото - у микрофона) вошел жюри «Площади Согласия», совместного шоу-проекта «Вечерней Москвы» и продюсерского центра Игоря Сандлера / Фото: Антон Гердо, «Вечерняя Москва»
45 лет назад в СССР был записан первый магнитный альбом. Это был альбом группы «Оловянные солдатики» и назывался он «Рассуждение».

Несмотря на философское название, это был настоящий рок-н-ролл. На русском языке, самобытный, с чистой, качественной музыкой, сильным вокалом и глубокими текстами. О том, как советские рокеры совмещали подпольную жизнь в подвале на Соколе и запись саундтреков на «Союзмультфильме», о параллельных мирах того времени обозревателю «ВМ» рассказал лидер «Оловянных солдатиков» Андрей Горин. Недавно он стал участником совместного шоу-проекта «ВМ» и продюсерского центра Игоря Сандлера «Площадь согласия».

- Вы не просто в музыке всю жизнь, но всю жизнь в рок-н-ролле. Можно сказать, что вы ровесник советского рока. Как все начиналось?

- Ну, началось с того, что я в школе еще сколотил рок-группу. Это был 1963 год. Я добился того, чтобы в учколлекторе — конторе, которая снабжала школы досками и партами, появилась ударная установка и электрогитара. Пошел к директору и сказал, что наша московская 710-я школа станет самой передовой и рок-н-ролльной. Мы даже на телевидении выступали как «ансамбль школы 710». Ансамбль у нас был такой: кларнет, баян, контрабас, гитара и ударные. Все ребята учились в музыкальной школе, а я, заводила, — нет.

Моя история с музыкальной школой очень смешная. У нас дома часто крутили Ива Монтана, он тогда был очень популярен. И я его просто пел наизусть, не зная французского. Родители, конечно, обалдели и потащили меня в первом классе в музыкалку, но там мне почему-то предложили скрипку, от чего я категорически отказался. И тогда меня решили определить к учительнице. Но играть гаммы я был не способен. Да и заниматься усердно — тоже: надо было с ребятами поезда на Потылихе подрывать.

- Что, действительно, подрывали?

- Ну как, серу со спичек соскребали, делали бомбочки, на рельсы клали и прятались за насыпью. Поезд, конечно, подрывался, из него сыпались фашисты, которых мы добивали из пулеметов и автоматов. Так что сидеть часами за нотами мне некогда было в то время. Но учительница как-то пришла к моим родителям и умоляла их: дайте мне этого ребенка, я буду бесплатно с ним заниматься. Дело в том, что я просил ее мне наигрывать пьесы, и тут же их повторял на слух. Но я был непреклонен и заниматься отказался.

- А как вы научились играть в результате?

- У нас дома на стене висела цыганская гитара моего деда. Она меня очень волновала. Красивая, с инкрустацией. Я — тыр-пыр, ничего не получается, а во дворах уже играли. Я взял гитару, пошел во двор. Классу к четвертому освоил, понял, что успех у девчонок обеспечен. Пели сплошь один блатняк, правда. Подобрать мог что угодно, но мне не хватало аккордов, аппликаций. Но знаете, когда человек хочет, он находит. Пробовал, почему так получается весело, а так — грустно. Мне было ужасно интересно. А потом папа из Риги привез «Спидолу» — коротковолновый приемник. Я крутил, крутил — и вдруг сквозь треск услышал то, что меня пригвоздило. И начал проводить кучу времени с этим приемником.

- И поняли, что вам нужна электрогитара?

- Было ясно, что это гитара, но какая-то другая. Я знал, что с коробком спичечным если играть — совсем другой звук получается. Экспериментов во дворе много было. В то время уже начали обрывать телефоны в будках — делали электрогитары как раз, вынимая капсюль из трубки и привинчивая его к акустической гитаре. Мы поняли, что есть бас-гитара, а струн-то таких нет. Свинчивали с рояля, а когда натягивали на гитару, она сгибалась дугой. Шли путем экспериментов. Напевал без конца по-английски, не понимая ничего.

- Вы говорили, что интересно делать что-то трудноосуществимое… А потом были еще такие вызовы?

- Первый самый серьезный прорыв — это программы рок-концертов на русском языке. Потом у нашего басиста появился магнитофон с несколькими дорожками, и в 1972 году мы записали магнитный альбом. Сидя в подвале на Соколе. Этот и последующие альбомы расходились по всей стране, их переписывали друг у друга.

- Это и был первый альбом в СССР — «Рассуждение»?

- Да. Никому в голову это не приходило. Приличные люди записывали пластинки на фирме «Мелодия», где надо было сыграть что положено. Было очень весело, настоящий фонтан вдохновения. И людям нравилось, хотя музыкой мы занимались для себя. К тому же в 1972 году мы все окончили институты — МИФИ, МЭИ и МАИ.

- Вы еще были вполне себе системными советскими людьми. Считали, что нужно трудиться по профессии, не готовы были дворниками и сторожами ради искусства прозябать?

- Так случилось, что нас Бог не обделил мозгами. Может быть, желание приложить эти мозги было. А музыка была отдушиной. Мы жили в двух параллельных мирах.

- Вы себя считали подпольщиками?

- Нас считали. Творились страшные вещи ведь. И концерты запрещали, и оборудование арестовывали. Наши песни не были залитованными, не говоря уж об английских текстах, которые мы исполняли. И когда я пошел литовать наши тексты в какое-то управление культуры, я был удивлен, что именно моя песня «Водосточная труба» вызвала ступор у комиссии.

Там были такие слова: «Бок помятый, облупилась краска, дворник позабыл тебя давно». Мне сказали, что такой текст не может исполняться: «Наша партия что — не заботится о трубах?» Подтекст искали с лупой и находили в основном там, где его не было, или совсем не тот. Мы не боролись с режимом, а просто создали свой параллельный мир. Там было весело, туда приходили изумительные друзья и подруги, там пили то, на что удавалось наскрести в этот день, и все происходило абсолютно свободно. Это был рок-н-ролл. Но мы жили двойной жизнью.

А потом переженились, и жизней стало три. Вот вам пример элементарный. Я работал в Звездном городке. Мне было очень интересно заниматься тренажерами для космонавтов. Мы много там придумывали, я этим горжусь, и награждали, надо сказать. Но чтобы работать в Звездном городке, надо было быть членом партии. И моя бригада — нормальные люди, среди которых были профессионалы высочайшего класса (это тоже был в определенном смысле параллельный мир), говорит, мол, давай, будут чистить тут ряды — надо вступать. Я не хотел расставаться с этой работой. Тут, к счастью, на меня посыпались анонимки. Но мои коллеги-фронтовики надели все свои ордена и пошли в райком отбивать меня. Я умолял — не надо. Но в итоге они меня приняли-таки.

- А рок-н-ролл как же? Продолжили играть?

- Конечно! И звал на концерты своих коллег.

- А это была подпольная все еще деятельность? Как вообще вас не прикрыли с вашим подвалом?

- И совсем подпольная, и полулегальная, и даже легальная. Например, как-то нас в Северодвинск пригласил тамошний комсомол.

- Какой-то сюр получается: вы сидели в подвале на Соколе по ночам после официальной работы, пили, курили, играли рок-н-ролл, и тут вас Комсомол приглашает в Северодвинск. На минуточку так.

- А комсомол сам пил и курил. У них там коммунизм уже наступил.

- А как они о вас узнали?

- Кто-то из них приехал в Москву на съезд комсомольцев. А играли мы в кафе, по институтам. Была такая форма — танцевальный вечер. Например, в МЭИ в один вечер могли на первом этаже играть «Скоморохи» (группа Александра Градского — «ВМ»), а на втором — «Оловянные солдатики».  

- А все были любителями в группе? В музыкалке никто не учился? И получается, без статуса путь в официальную музыку был закрыт?

- Мне предлагали официальный статус, приглашали в мейнстримовые группы. Думаю, из-за голоса. Кто-то шел таким путем, ездил на гастроли, собирал стадионы, залы.

- А как вы, будучи в глубоком сокольском подполье, оказались на «Союзмультфильме»?

- Они там делали что хотели. И были очень изощренные ребята. Мы записали там много музыки вполне официально, нас указывали в титрах. Наша музыка звучит в мультфильмах «Шкатулка с секретом», «Стадион», «Ну, погоди!». Помните, «У попа была собака»? Мы приносили фонограммы, сами их навострились записывать в том же подвале на тот самый магнитофон. Инженеры же были. Все гитарные примочки я, например, паял сам. Однажды нас пригласил режиссер Сергей Юткевич, который в 1975 году снимал свой авангардный фильм «Маяковский смеется». Он очень давно хотел снять его, это была его лебединая песня.

- А как же вы свой альбом в тираж выпускали, он ведь по всему Союзу разошелся!

- А это не мы. Мы делали копии для друзей. Записали одному, другому, третьему. Они давали уже переписывать другим. Так по рукам он распространялся. А потом кто-то из наших оказался в командировке на Сахалине и рассказывал, как там на танцах наши песни врубают. Вот таким вот делением палочки Коха наше творчество преодолело тысячи километров. При этом мы не были ни коммерсантами, ни продюсерами.

- Так о вас и северодвинский комсомол узнал? Поехали в итоге туда?

- Да, это была совершенно безумная история. Они нас попросили билеты нарисовать. А мы наивно взяли и нарисовали — у нас же техника была, перфорированная бумага. Напечатали билеты, стоимость один рубль, программу концерта. И потом эту пачку огромную передали им. А они стали продавать по 10 рублей. Сколько их было — тысяч десять, наверное. Мы вообще ни о чем не знали, получили стандартную ставку за концерт — 200 рублей. Народу везде было битком. Творилось что-то феерическое: визжат, вокруг Дома культуры — толпы, билеты перепродают. А когда приехали в Москву после этой гастроли, нас буквально тут же вызвали, рассадили по разным комнатам, допрашивали. Кто билеты сделал? Ну мы, нас же попросили. В общем, мы только тогда поняли, что сумма, которой оперируют эти ребята, была по тем временам запредельной. Хватило бы всем нам, нашим детям и внукам. На нас заработали фантастические совершенно деньги. Но дознавателям нужны были признания. К тому же речь шла о подпольном рок-н-ролле. Хотя следователь признавался, что сам нас слушает. У нас последний год учебы в институтах — 1971-й. И знаете, что нас спасло? Вскрылось, что главным организатором этого бизнеса был сын гэбэшного начальника по Мурманской области, поэтому дело спустили на тормозах.

- Эта слава имела продолжение?

- Мы еще записали второй и третий альбом, музыку для Ленкома, где начинали ставить рок-оперы, для кукольного театра. Сидели в студии, играли музыку в свое удовольствие. Но уже году к 1980-му все обзавелись семьями, сложнее стало проводить ночи в подвале. Все сошло на нет. Но я не прекращал ни на минуту. Сочинял музыку, работал на Мосфильме, собирал команды, меня приглашали играть. А в конце 1980-х нас нашел один парень, и мы собрались снова. Началась опять веселая интересная жизнь. Играли в основном то, что уже было раньше. А потом появился продюсер, который предложил выпустить диск на «Мелодии».

- Что сейчас в вашей жизни происходит?

- Ведем студийную работу в основном. Я поиграл с таким количеством замечательных музыкантов, что очень захотелось их всех объединить. И я придумал «Музыкальную ассамблею» — открытый проект, когда собираются музыканты и делают кому что нравится. А сейчас мы с Ярославом Кесслером, таким Леонардо новых времен, профессором химии и основателем группы «Мозаика» запустили еще проект. Это своеобразная дань уважения тем людям, которые заразили нас рок-н-роллом еще до «Битлз». Еще один недавний проект — «Битлз по-русски».

- У вас же столько своих песен замечательных. А записи старые не столь хороши порой.

- Следующим этапом запишем наши новые песни, накопилось уже порядочно.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

На шоу-проекте «Площадь Согласия» выступила группа «Свободный полет»

Дмитрий Четвергов: Рок - музыка для толпы

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.