Новый директор Госфильмофонда Вячеслав Тельнов: Ведущие киностудии должны получать дивиденды со своей «золотой коллекции»
10 января новым руководителем Госфильмофонда был назначен директор Департамента кинематографии Министерства культуры РФ Вячеслав Тельнов. Соответствующее распоряжение премьер-министра РФ Дмитрия Медведева опубликовано на официальном портале правовой информации. Ранее стало известно, что более 30 российских кинематографистов написали письмо в адрес правительства России с просьбой о смене руководства Госфильмофонда.
— Вячеслав Николаевич, киносообщество бурлит и полнится слухами, так что хотелось бы узнать из первых рук подробности ситуации.
— Я могу вам сообщить следующее: Николай Михайлович Бородачев действительно ушел с занимаемой должности. Произошла смена руководителя. С 10 января я приступаю к исполнению обязанностей директора Госфильмофонда. В ближайшее время должен буду вникнуть в суть дела и проблем, будет составлена какая-то тактическая программа на минимальный срок, и стратегическая – на максимальный. Госфильмофонд – предприятие брендовое, оно занимает одно из ведущих позиций на нашем кинематографическом небосклоне. Работы тут — непочатый край во всех направлениях. Так что познакомлюсь с коллективом, ну, и будем вместе планировать, как жить дальше.
— Как вы прокомментируете появление письма, которое, как сообщают разные источники, подписало более 30 российских кинематографистов, причем приводятся фамилии Андрея Кончаловского, Никиты Михалкова, Павла Лунгина, Федора Бондарчука, Владимира Бортко, Алексея Учителя и других с просьбой сменить Бородачева на этом посту. Многие из них были участниками фестиваля «Белые Столбы», проходившего ежегодно в Госфильмофонде, и приезжали на открытие, говорили, что Госфильмофонд для них – «дом родной»...
— Что касается фестиваля архивного кино «Белые Столбы», то он будет проводиться и дальше. Что касается всего остального… есть некоторые сложности, нам все-таки надо жить в новом времени, немножко перестроиться и ориентироваться и на новые технологии, и на новые направления развития. Я хочу подчеркнуть, что Госфильмофонд – такое хранилище, такой большой архив, здесь есть всевозможные направления развития — от создания синематеки до международной деятельности. Я уж не говорю об основной, приоритетной деятельности: это оцифровка тех материалов, которые находятся на хранении.
— Я помню, как лет семь назад в Госфильмофонде проходил круглый стол, где специалисты обсуждали способы хранения фильмов и пришли к выводу, что на пленке фильм сохраняется 300 лет, а на цифровых носителях – гораздо меньшее время…
— Да на цифре он не понятно, сколько времени будет сохраняться. Но именно оцифровка позволяет продукцию Госфильмофонда показывать на телеканалах, а она должна быть востребована. Чтобы это было не просто хранение, а чтобы это были фильмы, доступные для показа людям на фестивалях, по телевидению и на разных мероприятиях. Оцифровывать негатив – обязательное дело. А что касается хранения, то оно по-прежнему будет происходить на кинопленке: она действительно хранится 300 лет, и другой подобный носитель, подтверждающий свою надежность, до сих пор не определен. Оцифровка и хранение фильмов имеют разные задачи.
— В киносообществе также активно обсуждается вопрос потенциальной возможности возвращения прав на часть коллекции Госфильмофонда киностудии «Ленфильм», председателем совета директоров которой сегодня является Федор Бондарчук.
— Скорее всего, это будут неимущественные права. Мы сейчас должны выработать какую-то концепцию, вступить в диалог, и придумать, как сделать, чтобы с продаж от коллекции картин деньги поступали бы и на «Ленфильм», и на Киностудию им. Горького, и на «Союзмультфильм». Будем сейчас этим заниматься, находить и прорабатывать юридические моменты – это сегодня одна из основных задач, чтобы и ведущие студии страны также получали бы свои дивиденды со своей «Золотой коллекции».
— Хочу уточнить: это именно дивиденды от использования коллекции?
— Речь идет именно об использовании. Имущественные права останутся за «Госфильмофондом», они принадлежат государству.
— Последнее руководство не могло решить эту проблему?
— Это и был основной «камень преткновения». Мы сейчас пытаемся найти какой-то приемлемый вариант, чтобы все стороны были бы удовлетворены.
— Что еще собираетесь менять? Что в планах?
— Давайте недельку подождем и вернемся к этому вопросу. Хотя направления в общем мне понятны, известны: авторские права, оцифровка, хранение пленки, международная деятельность, фестивальная деятельность, проведение недели кино, пропаганда российского кино, создание синематек.
— Скажите, все сотрудники Госфильмофонда сохранят свои рабочие места? Кадровых изменений не будет?
— Нет, сейчас никаких кадровых изменений не будет. Мне надо понять, кто представляет организацию. Рядовых сотрудников это точно не коснется. Возможно, будут какие-то изменения в ведущем звене, но опять-таки об этом рано говорить, мне самому надо понять, кто и чем занимается.
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!
Подписывайтесь на канал «Вечерней Москвы» в Telegram!