Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Хрусталь

Хрусталь

Может ли сотрудник полиции отказать в приеме заявления?

Может ли сотрудник полиции отказать в приеме заявления?

Женщину-участковую могут взят на работу?

Женщину-участковую могут взят на работу?

Гагарин

Гагарин

Все сотрудники обязаны ходить в форме?

Все сотрудники обязаны ходить в форме?

Водолазка

Водолазка

Как устроиться на работу в полиции?

Как устроиться на работу в полиции?

Наводнение

Наводнение

Надо ли получать права, чтобы кататься на самокате?

Надо ли получать права, чтобы кататься на самокате?

Владимир Хотиненко: Хочу пробиться через миф

Общество
Владимир Хотиненко: Хочу пробиться через миф
Режиссер Владимир Хотиненко с супругой искусствоведом Татьяной Яковлевой во время церемонии открытия 36-го Московского международного кинофестиваля в театре «Россия». / Фото: Анна Иванцова
ЭКСКЛЮЗИВ "ВМ"! Накануне дня рождения режиссер поделился планами. Владимир Хотиненко, один из ведущих и самых ярких режиссеров страны, рассказал «ВМ», что было главным для него в ушедшем году и какие темы волнуют его сегодня.

— Владимир Иванович, недавно вышедший на экраны «Меморандум Парвуса» продолжил вашу любимую тему — исследование стремления общества к справедливости путем устранения этой несправедливости с помощью насилия?

— Так и есть. И если оглянуться на прожитый год, то этот фильм для меня — главное событие. Картина потребовала сосредоточенности и больших усилий, оказавшись самой сложной из тех, что я снимал.

— Причина в том, что в других фильмах действовали вымышленные персонажи, а тут — исторические личности?

— Да, здесь история другая. Там все же был простор для художественного допуска. А это произведение поставило передо мной вопрос, насколько вообще возможен художественный допуск, если занимаешься такой фигурой, как Ленин. Вот вокруг Парвуса (деятеля российского и германского социал-демократического движения. — «ВМ») нет мифологии. А Ленин — это в неком смысле икона.

Любую икону можно, конечно, разрушить, и такие попытки в кино предпринимались, но, откровенно сказать, безуспешно. Потому что получалась просто разрушенная икона, и больше ничего за этим не стояло. Поэтому я задался целью не разрушить образ, а за мифологией разглядеть живого человека. Тем более что Ленина ранее играли фантастические актеры, и в условиях жесточайшего канона все равно что-то человеческое в образе находили — и Каюров, и Ульянов. Нам, казалось бы, должно было быть полегче, цензура не довлела, но на самом деле это не так.

— Потому что сегодня на фигуру Ленина две точки зрения: либо это «великий человек», либо «великий мерзавец»?

— Да. И мне важно было избежать крайностей, но это ни в коем случае не позиция — «ни нашим, ни вашим». Это попытка найти свидетельства для его какого-то нового образа. К тому же мы брали период 1915–1917 годов, когда еще злодейства совершены не были, и у Ленина были только прекрасные намерения: действие фильма заканчивается, когда вождь пролетариата только пересекает границу.

— Из какого же «сора» выросли цветы на этот раз?

— Из «сора» крошечных, но очень важных деталей, которые я раскопал в архивах, в мемуарах очевидцев, к чему относился крайне внимательно. Например, нашел воспоминания, что границу Ленин пересекал на санях. И вот одна эта картинка, которую никто никогда не показывал, на многое подвигла. Представляете, накануне того, как мир перевернется, в санях сидят люди, включая Владимира Ильича, который прихватил с собой альпийскую трость с красным платочком, и несет ее перед собой. Самое удивительное, что это все документальная правда. Если бы ее не было, то такое надо было бы придумать! Из таких вот черточек складывался новый лик вождя. Или вот у нас сложилось устойчивое убеждение, что Ленин обожал слушать «Аппассионату» Бетховена. И тут я столкнулся с воспоминаниями Крупской, на которые никогда не обращали внимания, о том, что Ленин любил Вагнера.

А Вагнер, извините, это совсем другая энергетика, чем Бетховен! И Ленин ее постоянно пропускал через себя. Или посещение Лениным в Цюрихе известного кабаре «Вольтер», где собирались дадаисты! Я впервые туда зашел, задолго до съемок фильма, потому что туда ходил мой любимый кинорежиссер Луис Бунюэль.

Владимир Хотиненко: Хочу пробиться через миф Владимир Хотиненко. / Фото: Игорь Ивандиков

Кто такие дадаисты? Это тоже революционеры, но в искусстве.

А Ленин, игравший в шахматы, приходил туда поиграть с ними и пивка попить. А это же — совершенно новое пространство, в котором он жил, — не шалаш, не Шушенское, не Зимний, столь привычные нам. Совершенно другая среда обитания, в которой он прожил много лет в смущении, смятении. Он ведь узнал о февральской революции из утренних газет! Можете себе представить состояние человека?! И попасть в Россию невозможно, идет война! В объезд — долго, в Англии могут арестовать. Рассматривались смешные версии — самолет, контрабандисты и прочее, которые могли бы помочь перейти границу. А закончилось все поездом, тем самым, который потом оброс всевозможными мифами.

— И вы будете из интересной истории вокруг поезда делать новый двухчасовой фильм для кинотеатров?

— Это в моих планах на ближайший год. Материала любопытного там достаточно. Права на материал получены. Нужно только немного денег, но это, думаю, мы найдем.

— Я помню, что вы собирались снимать фильм «Мысленный волк» по роману Алексея Варламова и, разбираясь с заголовком, наткнулись на текст в молитве «мысленным волком звероуловлен буду». Как считаете, именно это с Лениным и произошло?

— Произошла грандиозная трансформация. Идеи были прекрасные, но они потребовали чудовищных средств, поскольку других быть тут не может. И он на это пошел. Смог перешагнуть через человеческие принципы. Как Раскольников в «Преступлении и наказании». Тот тоже смог.

— Есть ощущение, что вы всю жизнь снимаете один большой фильм на эту тему — будь то «Бесы», «Достоевский», «Демон революции» или не снятый еще «Мысленный волк».

— Так и есть. Потому что для России, в отличие от других стран, даже более остро, чем социальное неравенство, всегда стоял вопрос справедливости. Причем справедливости сейчас и немедленно!

Самые известные фильмы Владимира Хотиненко:

Мусульманин (1995) Ветеран Афганской войны, бывший в плену 7 лет, приняв ислам, возвращается в родную деревню, где начинаются проблемы.

Паломничество в Вечный город (2005) Документальный фильм о бескомпромиссном противоборстве язычников и первых христиан в I–IV веках н.э. в Риме и его окрестностях.

72 метра (2004) Военная драма, рассказывающая о несчастном случае, произошедшем с подводной лодкой во время штатных учений.

Бесы (2014) Мини-сериал — экранизация одноименного романа Ф. М. Достоевского.

Наследники (2015) Игровой фильм-размыш ление о наследии Сергия Радонежского для человечества, решенный в необычном жанре ток-шоу.

СПРАВКА

Владимир Иванович Хотиненко (род. 20 января 1952, Алтайский край) — народный артист России, заслуженный деятель искусств РФ, кинорежиссер, актер, сценарист, педагог. Обладатель премий «Ника», ТЭФИ, призов Московского кинофестиваля, Гран-при Международного кинофестиваля в Монреале. Выпускник Высших режиссерских курсов сценаристов и режиссеров (мастерская Никиты Михалкова).

РЕДАКЦИЯ "ВМ" ПОЗДРАВЛЯЕТ ВЛАДИМИРА ИВАНОВИЧА С ДНЕМ РОЖДЕНИЯ, ЖЕЛАЕТ БОЛЬШИХ ТВОРЧЕСКИХ УСПЕХОВ, НОВЫХ ИНТЕРЕСНЫХ ПРОЕКТОВ, ЗДОРОВЬЯ И СЧАСТЬЯ.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!

Подписывайтесь на канал «Вечерней Москвы» в Telegram!

Вопрос дня
Кем ты хочешь стать в медиаиндустрии?
Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.