Любимый автомобиль генсека восстанавливают в столице
ЗИЛ-118 «Юность» мог стать настоящим прорывом советского автомобилестроения. Но разработка талантливых инженеров была выпущена в количестве чуть более ста штук.
— Это была уникальная разработка нашего автопрома. С 1961 по 1970 год выпустили 20 машин, и до 1993-го еще 67, — рассказывает автоэксперт Владимир Киреев. — Одна из них, та, что в Киеве, сейчас продается. Ее стоимость 400 тысяч евро. На сегодняшний день из 20 автомобилей первой серии выпуска сохранилось всего 6 - и только 2 машины отреставрированы. Конкретно эту машину добыл Евгений Шаманский - нашел ее в под Таганрогом в Ростовской области и привез на реставрацию в Москву. Возможно будет возрождена еще одна, 7-ая машина - из остатков шасси ее возрождает мой друг в подмосковном Пушкино.
Почему же "Юность" так и не стали выпускать массово? Как считает эксперт, главная задача Юности - создание условий для производства правительственных автомобилей и советской номенклатуры. В СССР правительственных легковушек ЗиС-101 выпускали с 1936 по 1941 - всего машин 8 752 автомобиля. ЗиС-110, пришедший ему на смену, выпускали до 300 штук в год с 1945 по 1958, а после 1958 - не более 5-15 штук в год. Производство сократили более чем в 20 раз - и на заводе все поняли, что это начало конца. И чтобы спасти ситуацию, была придумана" Юность" - она бы помогла сохранить производственный коллектив и не загубить накопленный опыт - однако, чтобы тиражно выпускать автоматическую трансмиссию, подсчитали что нужно было бы выпускать до 2000 автобусов "Юность".
Одна из сохранившихся «Юностей» однажды катала Бориса Ельцина, когда он возглавлял Свердловский обком КПСС. А еще ЗИЛ-118 очень нравился генсеку Хрущеву и вовремя получил заслуженную порцию славы. В 1967 году на Международной автобусной неделе в Ницце «Юность» выставлялась на экспозиции «Интуриста».
Успех был просто бешеным.
ЗИЛ-118 получил двенадцать наград, а Генри Форд-младший даже хотел выкупить лицензию на производство машины в Америке, но получил отказ.
Экземпляр автомобиля, который сейчас восстанавливают на ЗИЛе, когда-то обслуживал авиаконструкторское бюро Бериева в Таганроге. «Юность» в ателье предприятия превратят в копию машины, участвовавшей в выставке в Ницце.
Мастера обещают: машина будет вся «родная», подлинная, от двигателя до комфортных сидений в салоне, который вмещал 17 человек.
И еще с автоматической двухступенчатой коробкой передач, унифицированной с ЗИЛ-111.
Почему же «Юность» так и не стали выпускать массово? По мнению автоисториков, главная задача ЗИЛ-118 заключалась в том, чтобы снова возродить класс правительственных автомобилей для советской номенклатуры. Легковушки ЗИС-110 к 1960-м годам уже почти не выпускалась — заказов на них не было. И чтобы «раззадорить» советских чиновников, придумали «Юность». То есть этот автомобиль должен был еще больше загрузить предприятие. Мало того — обеспечить новые рабочие места, за счет дополнительных заводов, которые бы работали на производстве правительственных авто. Но не сложилось...
Сейчас на оживляемую «Юность» уже установлен двигатель, собрано шасси — осталось лишь установить стекла, двери и все отладить.
— Главное — что это наш, отечественный автомобиль, который скоро будет идентичен старому — он к нам в мастерскую поступил полностью комплектный, — говорит начальник цеха, где реставрируется легенда автопрома, Владимир Чуркин. — Почти ничего не пришлось доделывать, только вместо штампованной окантовки одной из передних фар нам пришлось вытачивать ее на токарном станке. Так что приятно, что машина эта сохранилась и будет украшением многих выставок.
Как рассказали мастера, задействованные в реставрации машины, особенно приятно им было работать с проводкой советского образца. Все провода были усиленного сечения, на них не жалели материала. Потому что «Юность» собирали на базе очень надежного лимузина ЗИЛ.