Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Тапер. Сильнее слов

Развлечения
Тапер. Сильнее слов
Руководитель Центра импровизационной музыки «Тапёрский клуб» в «Аптекарском огороде» Филипп Чельцов / Фото: Антон Гердо, «Вечерняя Москва»
Тапер относится к забытым профессиям: не стало немого кино, не стало и таперов. однако "Вечерке" удалось отыскать в столице представителя этой исчезающей профессии.

Специалист по информационной безопасности, эксперт по рекламе в социальных сетях — все больше новых профессий появляется на рынке труда, который идет в ногу со временем. Однако есть и обратная сторона медали — некоторые ремесла оказываются безвозвратно утерянными.

Так произошло и с таперами — музыкантами, аккомпанирующими немым фильмам. Своей музыкой они оживляли некогда безмолвное кино, создавали его атмосферу. Но когда экранные герои обрели голоса (первым советским звуковым художественным фильмом стал «Путевка в жизнь» (1931). В СССР немые фильмы выпускались до середины 30-х годов. — «ВМ»), они оставили таперов без работы. Возродить традицию и дать ей второй шанс решили под сенью Ботанического сада «Аптекарский огород».

Здесь открылся первый в стране центр импровизационной музыки «Таперский клуб». Руководит им пианист и композитор Филипп Чельцов.

Тапер. Сильнее слов Вера Холодная в фильме «Последнее танго», 1918 год / кадр из фильма «Последнее танго»

Да здравствует импровизация!

Вопреки моим ожиданиям, представитель старинной профессии оказался совсем молодым человеком: Филиппу 20 лет, он учится в Московской консерватории. Свой первый немой фильм Чельцов «озвучил», еще будучи подростком.

— Мне было тогда лет тринадцать, — рассказывает он. — Это было какое-то мероприятие в Музее кино. Играл я тогда для фильма «Дон Кихот». И, кстати, вы зря считаете тапера представителем старинной профессии, — отчитывает меня музыкант. — Ремесло это возникло одновременно с появлением кинематографа, а ведь кино, как вы знаете, — это самое молодое искусство.

Тем не менее первая немая картина была показана в 1895 году в Париже — 122 года назад, а техническая надобность в таперах отпала почти 90 лет назад...

Зал перед показом «Пиковой дамы», для которой сегодня играет Филипп, полон. Отчего же люди пришли сюда, а не на просмотр разрекламированного блокбастера, как раз вышедшего в прокат? Чтобы понять это, занимаю свое место среди зрителей.

Актеры на экране открывают рты в немом диалоге. Изпод тонких пальцев пианиста вылетает волнительная, чуть истеричная мелодия.

Герои картины «Пиковая дама» спорят меж собой, и музыка вторит им. Вокруг царит полумрак, и лишь луч прожектора выхватывает из темноты черно-белые кадры. Перед Филиппом нет нот, все его внимание приковано к экрану.

— На самом деле я далеко не всегда знаком с картиной, которой аккомпанирую, — признается тапер после окончания сеанса. — Бывает и такое, что я впервые смотрю фильм вместе со зрителями. Но это не значит, что музыка будет хаотичной. Вполне можно выстроить форму спонтанно, если иметь определенную сноровку и знать достаточное количество композиций.

Но, как правило, Филипп программу готовит. Особенно ему нравится работать с узнаваемыми композициями, делать отсылки к другим произведениям.

— Мне очень нравятся, например, темы из советских кинофильмов. Но я стараюсь использовать не только классику, но и удивить зрителя, — делится Филипп своим секретом. — Нужная музыкальная композиция сама приходит ко мне, когда я смотрю на экран. Очень часто получается так: я решил, что буду играть, но в последний момент понимаю, что есть более подходящая музыка. Та, которая поможет публике глубже воспринимать происходящее на экране.

Благодаря музыкальным импровизациям исполнителя один и тот же художественный фильм зритель может смотреть десятки раз — и каждый раз воспринимать его по-новому.

В этом и заключается искусство тапера.

Тапер. Сильнее слов

Вершины мастерства

— Я не считаю картины, которые мы смотрим здесь, в «Таперском клубе», пережитком прошлого, — отмечает Филипп Чельцов. — Большинству современных фильмов до них далеко. В то время актерам приходилось передавать эмоции лишь жестами, мимикой, вы только вдумайтесь — какое мастерство! Мне кажется, современное кино таких вершин еще не достигло.

Впрочем, звуковые фильмы тапер тоже смотрит и любит — особенно такие шедевры отечественного кинематографа, как «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», «Москва слезам не верит», «Ирония судьбы, или С легким паром!».

— Кино — это зеркало поколения, оно не может быть неинтересным, — говорит Филипп. — Каждая картина — это огромный труд людей. Любая лента имеет право на своего зрителя — и старая, и новая. Поэтому если мы перестанем смотреть немые фильмы совсем, это будет очень обидно. Это ведь огромный культурный пласт!

Тапер. Сильнее слов Рене Фальконетти в картине «Страсти Жанны д’Арк», 1928 год / кадр из фильма «Страсти Жанны д’Арк»

Есть в этом особая прелесть

Несмотря на то что «Таперский клуб» открылся не так давно, ему нет и полугода, проект уже имеет своих преданных поклонников.

— Мы каждый раз приходим сюда посмотреть кино. Вы знаете, это такая ностальгия, — рассказывает зрительница Маргарита Усова. — Я уже не застала таперов, но мне рассказывала о них бабушка. Я с удовольствием смотрю немые фильмы еще и потому, что не могу причислить себя к большим поклонникам современных кинокартин — на мой вкус, они перегружены всевозможными спецэффектами.

Маргарита Усова постоянно приходит в клуб с супругом и друзьями, а сегодня с ней немой кинофильм с интересом смотрела и приехавшая из Баку дочь ее подруги Ирада Керимова.

— Есть какое-то волшебство и особая прелесть в немом кино, когда ты смотришь его под музыку, — поделилась впечатлениями Ирада. — Музыка — живая, объемная, воспринимается одним из персонажей фильма.

«Таперский клуб» собирается каждый четверг и субботу в 20:00 в «Аптекарском огороде». Расписание сеансов доступно на сайте Ботанического сада.

Тапер. Сильнее слов

СПРАВКА

Первый немой фильм снял в Великобритании француз Луи Эме Огюстен Лепренс в 1888 году, а первый публичный кинопоказ состоялся в лаборатории изобретателя Томаса Эдисона в мае 1891 года.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.