Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Традиции помощи нищим

Общество
Традиции помощи нищим
В шутливом диалоге из «Двенадцати стульев» сквозит ироничное отношение советской власти к домам призрения, которые сохранились от царского режима: «В этом доме невесты есть? — У нас тут государственная богадельня. Старухи живут, на полном пансионе».

В Россию богадельни пришли вместе с христианством, их обустраивали при монастырях. Вопрос о богадельнях рассматривался на Стоглавом соборе в Москве в 1551 году с участием молодого Ивана IV. Тогда никому не приходило в голову называть его Грозным. Впрочем, мнительность царя проявилась уже в юношестве: он разъяснил Собору, что в богадельнях живут не нищие, а взяточники, которые платят дьякам. Для соблюдения порядка было решено, что богадельни будут получать деньги из царской казны.

Вряд ли найдется область, которую бы не реформировал неугомонный царь Петр. Это коснулось и богаделен, которых в тот период в Москве было с десяток.

Петр предписал проводить ревизии и создавать богадельни во всех губерниях, помещая в них неспособных к работе, раненых, увечных, нищих. Бродяг же, что важно отметить, полагалось ссылать в Сибирь, то есть наравне с обычными преступниками.

Благотворительность и идеи гуманизма получили распространение в высшем свете только в XIX веке. Обустройством богаделен занимались многие знатные и состоятельные особы. Размах иногда был царский: Вдовий дом с колоннами в начале Баррикадной улицы (Институт усовершенствования врачей) построил знаменитый архитектор Жилярди, который построил также старое здание МГУ на Охотном Ряду.

После реформ Александра II дома призрения перешли в ведомство земских и городских управ и разделялись по сословиям и вероисповеданиям.

Цельная статистика не сохранилась, но известно, что в крупных городах богаделен было больше и приют в них находило больше нуждающихся, чем в Европе. Однако условия содержания были хуже. Вот данные конца XIX века. Санкт-Петербург — 8,5 тысячи призреваемых, расходы на каждого жителя по 1,5 рубля. Вена — 5 тысяч и 6,2 рубля. Берлин — 2 тысячи и 2,9 рубля. В Москве статистика была схожей с Северной столицей.

Во второй половине XIX века по завету Иоанна Кронштадтского, который, не будучи марксистом, пришел к идее об облагораживающем влиянии труда, в богадельнях стали создавать Дома трудолюбия, где нищим и людям без состояния предписывалось работать. О результатах начинания история, впрочем, стыдливо умалчивает.

При царском режиме среди меценатов и филантропов было немало граждан, которые считали, что помощь бедным и больным — главное дело их жизни. Таким человеком был отставной гвардии капитан Семеновского полка Дмитрий Горехвастов. Его имение Космодемьянское теперь расположено в городской черте в районе Левобережной. В XIX веке Горехвастов купил у родителей поэта Тютчева дом на Покровке, в Армянском переулке, и обустроил лучшую в Москве богадельню, где каждый призреваемый, помимо полного пансиона, получал 2 рубля ежемесячно. Бескорыстный капитан создал Московское попечительство о бедных и потратил на благотворительность состояние. Богадельня Горехвастова стала прообразом дома Старсобеса в романе «Двенадцать стульев».

Немного жаль, что память о московском меценате сохранилась только в сатирическом романе.  

ЕЩЕ МНЕНИЯ

Не оставайтесь равнодушными

Колонка руководителя Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы Владимира Петросяна

Более 90 процентов тех, кто обитает на улице — не москвичи. Половина из регионов России, другая — из бывших союзных республик (далее…).

Убеждение лучше принуждения

Колонка адвоката Олега Павловича

Зимой бездомные часто селятся в московских подъездах. И живут там, как у себя дома. Самое забавное, что они там находятся совершенно законно, не нарушая ни Административный, ни, тем более, Уголовный кодекс (далее…).

Часто — это выбор осознанный

Колонка ведущего научного сотрудника института социологии ФниСЦ РАН Игоря Кузнецова

В СССР, напомню, бомжей практически не было. Потому что считалось, что человек, как член общества, обязан работать, а если не работает, то вот вам статья за тунеядство (далее…).

Защищайте себя сами

Колонка врача высшей категории Ларисы Алексеевой

Бездомные, к сожалению, это скопище всевозможных болезней. И весь их образ жизни этому способствует. В итоге бездомные заражают друг друга, могут поделиться болезнями и с обычными москвичами — например, в тесноте метро (далее…).

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.