Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Без мата щи не сваришь

Общество
Без мата щи не сваришь
Президент Гильдии шеф-поваров Александр Филин с номером «ВМ» за 18 февраля 1999 года — 18 лет назад мы рассказывали о нем  / Фото: Антон Гердо, "Вечерняя Москва
Вернуться к истокам в гастрономических пристрастиях стремятся все больше москвичей, считает президент национальной гильдии шеф-поваров Александр Филин. Именно поэтому в прошедший новый год на наших столах опять были традиционные оливье, холодец и селедка под шубой.

Что едят в Европе и Америке, мы сейчас знаем так же хорошо, как европейцы и американцы, — объясняет Александр Филин. — Накушавшись заморского, мы все активнее возвращаемся к традиционному. Тренд русской кухни популярен сейчас у нас как никогда. И это объяснимо.

Можно, конечно, периодически есть легкие вегетарианские салатики из всяких зеленых листиков, но мы северный народ, нам нужны калории, на листиках далеко не уедешь.

Так же и с японской кухней. Интересно? Да. Вкусно? Да. Выдержит ли русский организм есть их с утра до вечера? Сомнительно. Так что возврат к истокам понятен.

— Но насколько аутентичны эти истоки? Все-таки и селедка под шубой, и оливье стали нашими не так уж и давно.

— Ну, когда-то и картошка была заморским угощением, и пельмени. А рецептура? Самые привычные наши блюда сто лет назад готовили совершенно другим способом, из совершенно других продуктов, другими объемами и другим временем приготовления. Технологии изменились, как коллекционер кулинарных книг говорю. Елена Молоховец (классик русской кулинарной литературы XIX века. — «ВМ») уже во многом нереальна: ну кто сейчас будет варить суп на бульоне из трех видов мяса или готовить обед из пяти блюд, тратя на готовку в печи по шесть часов?

— Однако еще лет десять назад ваши «исторические обеды» шли на ура…

— Одно дело попробовать такое в ресторане, а другое — делать самому. Хотя популярность у тех обедов была бешеная! Этот ресторан в Историческом музее зарабатывал такие деньги, что нынешним и не снилось.

Когда меня туда пригласили, там был обычный музейный буфет — чай, пирожки, бутерброды... Ну, я посидел, подумал и говорю, закрывайте эти буфеты, давайте дом приемов делать. Поработали с меню из архивов музея и стали воспроизводить: обед в честь георгиевских кавалеров, Рождественский и дипломатический обеды, студенческий обед на Татьянин день, обед Сырной недели… Даже Утопический обед делали, в стиле русского авангарда XX века. Иностранные делегации косяком шли! Королеву Елизавету принимали, Лужков приезжал, Черномырдин… Черномырдина, кстати, однажды чуть не подожгли. Саша Гумеров, наш официант, фломбировал перед ним гурьевскую кашу и пролил на скатерть горящий коньяк. Ткань вспыхнула так, что премьеру чуть брови не опалило.

Но парень сориентировался моментально, огонь тарелкой потушил, и все расценили это как элемент шоу.

Саша этот, кстати, сейчас гендиректор ресторана, который чуть ли не стенка в стенку соседствует с Музеем Чехова. И место подсказало идею исторических обедов на новый лад. Решили с ним делать трапезы литературные. Интересно же, что ела, скажем, дама с собачкой или Онегин.

Без мата щи не сваришь Одна из реконструкций званого дворянского обеда в стенах Исторического музея. Фото конца 1990-х годов / Фото: Александр Филин

— А сами кулинарную книгу не хотите написать?

— Есть такая мысль. Но если уж писать, то не обычный сборник рецептов, коих сейчас масса, а что-то эмоционально окрашенное. Я бы, например, хотел в книге историю рыбной солянки рассказать так, чтобы люди поняли, что этот суп необыкновенный! В свое время я восемь лет проработал в нашем посольстве в Нидерландах, делал как-то прием для тамошних крутейших бизнесменов.

В том числе и солянку. Так газета «Телеграф» потом писала, что русский повар сварил суп, который просто не может быть съедобным: смешал в кастрюле соленые огурцы, репчатый лук и фрукты (это они так оливки, маслины и каперсы назвали)! Ну, и дальше — про то, что повар сумасшедший, конечно, но его блюду почему-то стоя аплодировал весь голландский бомонд.

Смешная такая статья была. Но по-настоящему я голландцев убил окрошкой. Делали русский прием для нобелевских лауреатов. Меня попросили соригинальничать — выдать что-то аутентичное. Я предложил окрошку. Квас сам сварил — на черном хлебе, как положено. Обед был большой, персон на сорок, в Амстердаме, а я работал в Гааге. Поэтому залил квас в громадную канистру, положил в багажник и повез к месту приготовления окрошки.

И все время, что я ее там делал — горчицу с желтками перетирал, шинковал лук и свежие огурцы… — ресторанные повара между собой шушукались недоуменно. А уж когда я открыл канистру, и оттуда ударила пенная струя (канистра же болталась в багажнике всю дорогу), их смешочки переросли в шок. Шеф чуть в обморок не упал: «Это что, кока-кола?! Вы же мне людей перетравите!» Переводчик им что-то про старинный русский рецепт, а они не верят. Подозвали молодого пацана, который посуду у них там мыл. Говорят: ешь! Тот от кока-колы с горчицей отказывается категорически.

Они ему: уволим! Пришлось взяться за ложку. Съел одну, потом вторую, третью… Так всю тарелку радостно и навернул. А вот повара так и не рискнули…

— А как же поварское любопытство? Неужели не интересно новый вкус попробовать?

— Ну, забоялись. Я их понимаю, потому что и я не буду есть все, что в тарелку положат. Мне вот тоже в Корее один деликатес предлагали… С подробным изложением процесса приготовления. Собаку специально морят голодом неделю, а потом дают мясо, чтобы она съела его с аппетитом. Через какое-то время ее убивают, вскрывают ту часть прямой кишки, в которой мясо уже подверглось ферментации, и готовят. Вот это я не стал бы есть ни за какие коврижки. Так что за квас я не в обиде. Мало ли у кого какие кулинарные табу.

— Поваром всегда мечтали стать?

— И в мыслях не было. Я в вечерней школе учился, днем — токарем, хотел зарабатывать сам. Но как-то один мой родственник (он шефом в ресторане «Интуриста» был) мне говорит: «Саша, хватит тебе дурью маяться, иди к нам». И я пошел. И у меня стало получаться, хотя изначально тяги не было. А когда получается — это же удовольствие, тебя хвалят, ты начинаешь стараться… Я переучился везде, где только можно, начиная с техникума кулинарного и заканчивая высшими кулинарными курсами — это был уже уровень академии, в преподавателях — самые лучшие повара страны. Им неплохо платили за это.

А сейчас — копейки. И в итоге в учителях — либо бездари, либо те, кого отовсюду повыгоняли, и они пошли преподавать. Нет, училища, колледжи — замечательные. А вот людей, которые учат ручками что-то делать, нет. Потому что они на производстве нарасхват. Человек в ресторане зарабатывает 100 тысяч, он не пойдет на 40... Это проблема, которую мы постоянно обсуждаем в Федерации рестораторов и отельеров. Игорь Бухаров, ее президент, бьется по этому поводу с министрами, но пока без толку.

— Молодые повара не раздражают?

— Нет, вы что, молодежь сейчас — супер. Но ими заниматься надо. Вот у моего внука, Сергея Лобачева, замечательная возможность была учиться. Я его на кухню за ручку привел, Сережка еще в школе учился. Про него говорят: вылитый дед — идете рядом, и даже походка у вас одинаковая. И мне хотелось, чтобы он этим делом тоже загорелся. Получилось. Практику проходил в ресторане высокой кухни, где работал знаменитый французский повар Эрик Ле Прово, который столько лет уже в Москве, что стал, помоему, русским. Так Сережка потом жаловался: «Меня отправили в ад!»

— Орали-помыкали?

— А кухни без этого не бывает. На кухне всегда гоняют. И орут всегда. Но шеф кричит не потому, что деспот и самодур, а потому что чувствует ответственность перед гостями за конечный продукт. И так во всем мире.

Я как-то получал международную премию в Сорренто, на церемонии каждого номинанта представлял маленький видеоролик.

В числе лауреатов оказалась женщина из Швейцарии, которая и поваром-то никогда не была, ей муж подарил ресторан — мол, тебе, делать нечего, вот и займись. А премию ей давали за то, что она за четыре года добилась того, что ресторан стал мишленовским. Каким образом — показали в ролике, где она с черпаком по кухне всю команду гоняла. Все посмеялись, конечно, но никого эти методы руководства не смутили. Потому что это наши будни.

— У вас дома кто готовит?

— Никто. Жена — учительница младших классов: утром стакан чая, бутерброд, и вперед. Я на работе столько всего напробуюсь, что душа уже к изыскам не лежит. Вечером приду, сосиску сварю, картошку какую-нибудь, и нормально. Так что никакой фуагры я дома не ем.

— Почему среди шефов экстра-класса практически нет женщин?

— Потому что это труд жуткий. И у женщин много обязанностей помимо работы — семья, дети. Женщины умницы, женщин со вкусом — масса, просто им тяжело полностью семьей пренебрегать. По 12 часов ведь на ногах — у плиты, с котлами…

— А еще ведь и учиться надо…

— Да, повар учится всю жизнь. Любознательность в нашем деле обязательна. Вот я приду в какую-нибудь шашлычную в Геленджике, я обязательно что-нибудь оттуда для себя полезное вынесу. Тот же соус, маринад — все же по-своему делают. Я и гильдию затевал в свое время, чтобы шефы общались, рассказывали о новейших технологиях, где какая печка новая появилась, что она умеет и т. д.

В России каждый сам по себе был. Теперь у нас очередь стоит, чтобы стать членом гильдии, и рестораторы, перед тем как взять шефа, консультируются с нами.

Поварская мафия такая, в хорошем смысле. В итоге общий уровень по стране очень вырос. Мы сейчас так готовим французские блюда, как французы не могут. А уж про русские и говорить нечего.

ИСТОРИЧЕСКИЙ РЕЦЕПТ ОТ ШЕФ-ПОВАРА

Без мата щи не сваришь Посольство СССР в Гааге. Слева от Филина — шампуры, сделанные на заказ в Союзе и привезенные в Нидерланды, где таких кухонных аксессуаров нельзя было и днем с огнем найти. Фото 1978 года    / Фото: Александр Филин

Мороженое из черного хлеба (любимый десерт русских бояр)

Мякоть двух буханок (примерно 500 гр) черного хлеба (лучше всего — «Орловского» или любого другого, но не «Бородинского», так как у него слишком выраженный вкус) замочить в 300 гр.

квасного сусла (можно заменить соком, например, гранатовым). Потом добавить 300 гр. настойки кедрача или другого напитка с ярким вкусом (можжевеловая настойка, коньяк, ликер и т.д.), чуть-чуть посолить.

Сахар и специи (например, корицу) — по вкусу.

Полученную жидкую кашицу положить в мороженицу и вымешивать до состояния однородной массы, которую потом поместить в формочки и отправить в морозилку. Тем, у кого нет мороженицы — вымешивать массу вручную, поставив емкость на холод.

Подавать, украсив лесными ягодами (клюква, брусника, черника, голубика и т.д.), еловой или можжевеловой веточкой

ДОСЬЕ

Александр Филин, президент Национальной гильдии шеф-поваров. Родился в Москве.

В сфере питания с 1970 года. Работал в ресторанах «Ярославль», «Восток», гостиницах «Интурист», «Космос», «Савой», «Метрополь», ArtSportHotel, ресторане «Карамель», посольствах СССР в Голландии, Швейцарии, США… Готовил на инаугурации президента Джорджа Буша, организовывал Русский обед для лауреатов Нобелевской премии.

Входит в постоянный состав членов жюри национальных и международных конкурсов по кулинарии, возглавляет отдел корпоративного и общественного питания «Газпром Торгсервис». В 2010 году открыл гастрономическое ателье «Груша». Член кулинарных ассоциаций Франции, Италии, Израиля. Награжден медалью и почетным дипломом Французской гастрономической академии. Кавалер ордена Who is who.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.