Критик Сергей Бирюков: Я разочарован «Пиковой дамой»
К слову, билеты на эту постановку недорогие - партер 8 тысяч рублей, но все раскупили заранее. Театралы давно ждали возвращения визитной карточки Большого театра - оперы "Пиковая дама". Генеральный директор главного театра страны Владимир Урин после успеха первой работы худрука театра Вахтангова в Большом Римаса Туминаса - оперы Шостаковича "Катерина Измайлова", еще два года назад предложил поставить "Пиковую даму". Туминас начал репетировать премьеру с ноября прошлого года. Большой театр сделал все возможное, чтобы "Пиковая дама" получилась.
Большой театр дал Туминасу лучшие кадры - дирижера Тургана Сохиева, мировую звезду - партнера Анны Нетребко Юсифа Эйвазова, свою солистку - Анну Нечаеву. Из оперы Чайковского "Евгений Онегин" в "Пиковую даму" пришел исполнитель роли Онегина, один из лучших баритонов мира Василий Ладюк. Кстати, Анна Нечаева в опере Большого театра "Евгений Онегин" исполняет роль Татьяны. Бюджет для постановки был выделен самый что ни на есть щедрый, и великолепие костюмов, декораций спектакля видны невооруженным глазом.
Но почему зритель не в восторге? Музыкальный критик Сергей Бирюков, член Союза композиторов России, испытывая огромное уважение перед драматическим режиссером Римасом Туминасом, не смог скрыть своего разочарования:
- У меня возникло ощущение, что Римас Туминас ставил спектакль "с холодным сердцем", и, простите, не вложив душу. Нет ощущения "безумной трагедии", о которой писал сам Чайковский, и которая есть в его музыке. У Чайковского есть любовь - настоящая любовь, и неспроста со словами любви Германн умирает. А в постановке Туминаса герои Германн и Лиза даже близко не подошли друг к другу. С первой сцены они - врозь. Цель режиссера показать, что любовь Германна ненастоящая, что им движет только честолюбие, но у Чайковского все по-другому. Зачем было ставить оперу Чайковского, чтобы провести эту линию алчности Германна? Ставили бы повесть Пушкина "Пиковая дама", и все бы получилось. Больше всего меня возмутила хореография Анжелики Холиной. Туминас словно самоустранился от постановки, и дал полную свободу своей подруге - Холиной, которая поставила не оперу "Пиковая дама", а массовый гимнастический спектакль. Зачем в течение двух половиной часов - все действие - эта гимнастика?! Простите, то, что я увидел в этой постановке - не балет, а гимнастика, которая идет в разрез с музыкой Чайковского. Каждый участник спектакля ставил свою оперу, и нет единения и гармонии. Пытается спасти спектакль дирижер Турган Сохиев. Я бы назвал его работу "граммотной и очень умелой".
Что касается солистов, на мой взгляд, Юсифа Эйвазова нельзя и близко поставить рядом с великим Атлантовым, который исполнял партию Германна. У Эйвазова неплохой голос, - он звезда (во многом благодаря своим выступлениям с Анной Нетребко), но для партии Германна пока не дотягивает. У Анны Нечаевой хорошее сопрано, но она по характеру не подходит для Лизы в опере Чайковского. Возможно, она соответствует Лизе из повести Пушкина, но все-таки Туминас ставит оперу Чайковского. Мне понравился Игорь Головатенко в партии Елецкого.
В целом, очень обидно за Большой театр, который вернул на сцену свою главную оперу "Пиковая дама" в таком холодном, подчас нелепом виде. После оперы в постановке Туминаса у меня осталось ощущение соприкосновения с чем-то несовершенным, невелированным. Правда, больно и обидно. Я - друг Большого театра, и с большим уважением отношусь к своим работам Римаса Туминаса в театре имени Вахтангова, но в данном случае, молчать не могу. Простите, но это не опера Чайковского "Пиковая дама". С холодным сердцем нельзя ставить это великое произведение.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ