Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Традиции против стресса. Жители мегаполиса ищут покой, осваивая старинное ремесло

Общество
Традиции против стресса. Жители мегаполиса ищут покой, осваивая старинное ремесло
Дмитрий Соколов — профессиональный реставратор, создатель и руководитель плотницкого двора / Фото: Юлия Безуглова, специально для «Вечерней Москвы»
Живут люди в большом городе. Дети, работа, машина, ипотека. И вроде все хорошо, но сердце не на месте. И в какой-то момент городской житель начинает смотреть по сторонам, искать ответ на вопрос: «Чего же мне не хватает?» Корреспондент «ВМ» побывала в месте, где люди находят настоящее дело для своей души.

Недалеко от Москвы, в районе Сергиева Посада, есть деревня Воздвиженское. Даже название у нее какое-то особенное, сразу наводит на мысли о чем-то созидательном.

Съезжаешь с Ярославского шоссе по указателю, двигаешься прямо — там всего одна дорога. Из-за поворота появляется небольшая церковь. Видно, что за ней хорошо присматривают — аккуратно выкрашена, двор убран. И потом взгляд падает на часовню, которая сбоку от церкви, с внешней стороны ограды. И думаешь, странно… Деревянная часовня как из русских сказок. Интересно, когда она была построена? А если посмотреть еще внимательнее — от нее ведет узкая дорога к большим деревянным воротам, которые тоже выглядят потерянными во времени. Что же за ними? Изначально это место предполагалось называть «Музей русской архаики», но со временем прижилось просто «Воздвиженское».

Пройдя за эти самые большие деревянные ворота, попадаешь на маленький островок Русского Севера. Несколько построек из дерева, в том числе курная изба конца ХIХ века, которую привезли из Архангельской области, собрали и отреставрировали уже здесь, на месте. В процессе строительства — гончарная мастерская и кузница, они собираются из новых материалов по старинным технологиям. По субботам сюда приезжают люди из Москвы и Подмосковья, берут инструменты и начинают делать свою работу. В большинстве случаев совершенно бесплатно, ради самого процесса и навыков. Кто-то появляется каждую неделю, кто-то реже, но видно, что все знают, что им делать, и работают слаженно, обмениваясь шутками и дельными советами.

Традиции против стресса. Жители мегаполиса ищут покой, осваивая старинное ремесло Часовня Кронида Радонежского, построенная мастерами плотницкого двора в 2009 году по традиционной русской технологии  / Фото: Юлия Безуглова, специально для «Вечерней Москвы»

Как все начиналось

Плотницкий двор «Воздвиженское» создал профессиональный реставратор Дмитрий Соколов в 2008 году. И цель у него была очень простая и понятная: сохранить традиции и передать искусство деревянного зодчества всем, кто захочет этому научиться. Речь шла не столько о профессионалах в области плотницкого ремесла, сколько о людях совершенно разных профессий, которые просто интересуются этим ремеслом и испытывают необходимость в ручном труде. На вопрос о том, кто же сюда приходит учиться и потом работать в свое удовольствие, Соколов ответил емко:

— В основном это люди, которые осознали ценность деревянных стен. Это же не современный материал, из него сейчас почти не строят.

Он отметил еще один очень важный момент:

— У нас здесь создалась определенная атмосфера. Погружаясь в нее, люди гораздо четче осознают, что бы им хотелось в жизни. Они начинают понимать традиции, изучают все, что связано с исконным плотницким делом и топорным искусством.

Дмитрий Александрович начал заниматься восстановлением деревянных храмов на Севере России в конце 1980-х.

— Все люди собрались из разных областей. Я из геологии пришел. Мой ближайший друг и сподвижник — физик по образованию. Все началось с реставрации одного памятника — церкви Александра Свирского в Каргопольском районе Архангельской области. А потом мы так и остались в этой сфере. Воздвиженское появилось гораздо позже. Соколов купил в Архангельской области избу конца XVIII века. Перевез в Москву и стал подбирать место, где ее поставить, а заодно и начать воплощать идею «Музея русской архаики». Все решил случай: договориться с муниципальными властями о выделении земли помог священник церкви, которая расположена на въезде.

Традиции против стресса. Жители мегаполиса ищут покой, осваивая старинное ремесло Дмитрий Александрович начал заниматься восстановлением деревянных храмов на Севере России в конце 1980-х / Фото: Юлия Безуглова, специально для «Вечерней Москвы»

В поисках чего-то большего

Так вот и получилось, что всего в 50 километрах от Москвы есть такое удивительное место. Люди сюда попадают совершенно по-разному: кто-то находит сайт в интернете и приходит на плотницкие курсы, кто-то от друзей и знакомых узнает, другие приезжают на ежегодный музыкальный фестиваль, который проходит в Воздвиженском, и потом остаются на долгие годы. Своими историями с нами поделились несколько москвичей.

Дмитрий Мамулов здесь совсем недавно — осенью он окончил плотницкие курсы и теперь приезжает работать, сейчас он участвует в строительстве кузницы.

— Про Воздвиженское я знаю уже несколько лет. Но первый раз приехал сюда на фестиваль пения в июне 2017 года с женой и ребенком. В этот же день мы пообщались с Дмитрием Александровичем и договорились, что я буду ходить на курсы.

Пять дней в неделю Дмитрий работает в компании, которая занимается импортом итальянской одежды.

— Так получилось, что в модной индустрии я всю жизнь. Деятельность совершенно противоположная той, которой я занимаюсь в Воздвиженском, — рассказывает Дмитрий.

Удивительно, как у человека, живущего в совершенно другом мире, появилась тяга к исконно русскому. Кроме того, если вдуматься, то для человека с московским ритмом жизни стабильно выделять один день в неделю для какого-то занятия — это почти подвиг. Сам Дмитрий объясняет причину своего стремления так:

— Во-первых, здесь потрясающая обстановка — уголок Русского Севера недалеко от Москвы. Например, сейчас мы находимся в настоящей курной избе, которая была привезена из Каргополя. Во-вторых, приятная атмосфера, приятные люди, все очень по-доброму, по-дружески. Это не просто курсы, куда мы пришли, поняли, как надо рубить, заплатили деньги и ушли. Здесь очень многое связано с отношениями людей между собой. Они все тут, потому что любят свое дело, потому что это их страсть, а не просто пришли заработать.

А вот и другая история. Константин Ермилов окончил профессиональное техническое училище в Москве по специальности «реставратор памятников деревянного зодчества». Дмитрий Соколов преподавал у него во время обучения, с ним Константин впервые попал на северный реставрационный объект. После окончания училища Константин попробовал работать в разных местах:

— Профессий у меня много: я электрик, сварщик, слесарь по металлу, теперь реставратор, — смеется Константин.

Работать в сфере деревянного строительства оказалось непросто:

— Я был прорабом, мы домики из оцилиндрованного бревна собирали. Мой шеф все время орал: «Ты не себе дом строишь!» Я там долго не смог оставаться, качество работы меня не устраивало. Делаешь людям, а люди хотят, чтобы надолго было, дом все-таки.

В Воздвиженском он оказался всего несколько лет назад. После окончания обучения Константин потерял контакт с Соколовым, но, узнав через знакомых о его плотницком дворе, сразу решил, что должен как-то поучаствовать:

— В Москве проходила конференция по теме реставрации, я туда приехал. Не знаю, узнал он тогда меня, не узнал… но пригласил сюда. Вот теперь все время езжу.

Еще один москвич, Дмитрий Ромадин, хотел приучить к ручному труду шестнадцатилетнего сына, показать ему альтернативу компьютерным играм.

— Для сына это все закончилось двумя занятиями, не интересно. А папа «залип», — смеется Дмитрий.

Сам он узнал о курсах через сайт Воздвиженского два года назад и сразу решил попробовать, хотя его основная деятельность очень далека от деревянного зодчества и от строительства в целом: — Работа с деревом меня всегда привлекала, в школе в кружках занимался. По профессии я программист. Когда сидишь в офисе за компьютером целый день и вдруг представляешь, что можно было бы сейчас порубить на свежем воздухе, начинаешь скучать.

Потом Дмитрий задумчиво добавляет:

— Да и вообще, всегда был интерес к русским традициями. Несколько лет назад с семьей дом в деревне купили, пытались восстанавливать. Но проблема в том, что, как правильно делать, совершенно не знаешь. А здесь можно узнать.

Слушаешь истории людей и понимаешь, что ничего не потеряно.

Традиции строительства дома, традиции братства, все ценное, что береглось и взращивалось веками, — все это сохранилось. Оно ведь не просто в памяти, оно в крови. И в какой-то момент появляется едва осознаваемая тяга в душе, подталкивает тебя к действиям. Не важно, кем ты работаешь, все равно тебя вырастила эта земля.

И правда, Воздвиженское совершенно необычное место. Вот так идешь по хрустящему снегу, тишину нарушает только размеренный стук топоров и тихий, едва заметный шум вдалеке. Скоро стемнеет, и все вернутся в свои московские квартиры: и сам Дмитрий Александрович, и все работники. И на целую неделю они снова станут менеджерами и программистами. А пока ты здесь, пока не выходишь за пределы этих больших деревянных ворот, ты все еще на Русском Севере, и в отдалении тихо шумит не Ярославка, а Белое море.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Алексей Рощин, социальный психолог:

— Стремление человека убежать из большого города не ново. Раньше некоторые люди бросали все и уезжали, например в Индию, где жили на пляже и прекрасно себя чувствовали, а сегодня едут в деревню. Постоянный стресс, который является непременным спутником городского человека, выдерживают не все. В погоне за карьерными перспективами или материальным достатком психологические перегрузки для некоторых людей становятся непосильными. Поэтому они сознательно понижают уровень своих притязаний, чтобы наконец-то начать жить. Правда взамен одних проблем и стрессов они, бросаясь в неизведанный, непривычный для себя мир, могут получить другие проблемы и стрессы.

КСТАТИ

Согласно археологическим данным история села Воздвиженское восходит к началу XIV века. Его владельцами являлись великие московские князья, цари, императоры и императрицы. Название села произошло от церкви Воздвижения Креста Господня, построенной при царском путевом дворце, которых было по дороге из Москвы в Троицкий монастырь пять: в Алексеевском, Тайнинском, Братовщине, Воздвиженском, у стен Троицкого монастыря (цари ходили по этому пути пешком). В селе по инициативе настоятеля Крестовоздвиженского храма отца Андрея Крашенинникова ежегодно весной проходит Фестиваль традиционного русского пения. Недалеко от села Воздвиженское находится древнее урочище под названием Белые Боги.   

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.