«Суздальфест» – это маленькая жизнь
Российская анимация, как показал нынешний форум, напоминает резво мчащуюся русскую тройку. По крайней мере, именно эта ассоциация родилась у ведущего церемонии закрытия, писателя и сценариста Вадима Жука: «В центре анимационного сообщества могучей рысью бежит «коренник» - крепкие профессионалы среднего поколения. Не сдают позиции «пристяжные» — компания «аксакалов». Не менее дерзко несется и команда молодежи. Преемственность поколений по-прежнему остается базовой составляющей российского анимационного сообщества».
«Суздальфест» много лет с честью держит звание фестиваля-смотра: сюда присылается все, что произведено в отрасли за минувший год. Здесь лелеют и всячески заботятся о «корневой системе» российской анимации – авторском кино. В этом году особое внимание было отдано юбилеям сразу трех «кузниц кадров» – столетию ВГИКа, 30-летию студии «Шар» (созданной легендарным квартетом мультипликаторов - Федором Хитруком, Юрием Норштейном, Эдуардом Назаровым, Андреем Хржановским), и 25-летию студии «Пилот» Александра Татарского.
Основных конкурсов на «Суздальфесте» - два. Один оценивает достижения авторской анимации. Другой – коммерческие новинки, среди коих - полнометражные анимационные проекты и сериалы.
Гран-при получил девятнадцатиминутный фильм «Суета сует» режиссеров Алексея Туркуса и Алексея Шелманова, с юмором поведавший историю периферийного городка с его колоритом и чудесами. Специальный приз «за великую охоту к анимации» вручен «Охоте» Алексея Алексеева – сюжет-перевертыш, в котором собака и заяц меняются местами, а близорукий охотник курьеза не замечает. Замечательный режиссер Алексей Демин снял картину по мотивам произведений Владислава Ходасевича, посвященную теме бесчеловечности войны. Внимательный деминский глаз каждый раз останавливается на новых подробностях нашего бытия, высвечивая их крупно для замыленного обыденностью восприятия. Его новый фильм «Джон Боттом — неизвестный солдат» награжден призом «за безукоризненную выразительность». Картина рассказывает о портном, призванном на службу в армию, сражавшемся на полях первой мировой войны: душа этого погибшего солдата мечется и не может найти покоя - ни на земле, ни на небесах.
Рисованная «Теория заката» Романа Соколова удостоена приза «за лучший профессиональный короткометражный фильм». Главный герой – дежурный по завтрашнему дню, пробирается ночью через лес, приглядывая за тем, чтобы утро все-таки наступило.
Дипломом в категории «лучший профессиональный короткометражный фильм» отмечен анимационный альманах «Старушка-жизнь vs Старушка-смерть». В работе принимал участие большой коллектив авторов: Андрей Бахурин, Наталья Грофпель, Мария Якушина, Евгений Надточей, Екатерина Милославская, Игорь Мельников и Ашот Мефодин. Но наибольший восторг у зала вызвал ироничный сюжет Ивана Максимова - о мужчине, проводящим жизнь на диване в компании двух женщин, которые периодически показывают свои острые зубки. Причем, опасность заключается вовсе не в этих милых созданиях: ленивого героя готов поглотить с потрохами его собственный диван. Философская, между прочим, история.
Обращает на себя внимание отмеченная дипломом в категории «лучший профессиональный короткометражный фильм» «Остановка» Нины Бисяриной. Это напоминание о том, что прекрасное можно увидеть в любой момент нашей суетливой жизни, даже когда все вокруг нервничают и злятся.
Приз «за лучший фильм для детей» получили «Брюки» Сергея Меринова, снятые на знаменитую песню группы «ИВАСИ» (Иващенко и Васильев).
А диплом «за лучший фильм для детей» вручен «Доброму сердцу». Этот рисованный мультик из серии «Весёлая карусель» № 46 рассказывает о первобытной семье, которая живет в доисторическом лесу. Мама строгая, дикая и хмурая, мечтает лишь о том, чтобы все были сыты и здоровы. Однако всё меняется, когда сын приносит домой щенка. Автор картины Женя Жиркова в фестивальные дни, с утра до вечера возилась с маленькими детьми, приехавшими на фестиваль, которые в финале смотра выдали «на гора» фильм, сделанный собственными руками. Он тоже был показан на церемонии закрытия. Его героем стал спортивный персонаж «Ворота» - победитель конкурса «Мультенок - футболенок». (Владимирская область в этом году получила статус «культурной столицы чемпионата мира по футболу»).
Помогать детям создавать свое первое в жизни анимационное кино приходили поочередно Андрей Хржановский, председатель жюри Владимир Грамматиков, «папа» сериала «Смешарики» продюсер Анатолий Прохоров. И даже обладатель «Оскара» известный нидерландский аниматор Михаэль Дюдок де Вит, который впервые приехал в Россию, причем специально на «Суздальфест».
Для взрослых маэстро де Вит провел почти четырехчасовой мастер-класс в битком забитом зале, покадрово разобрав свой фильм «Красная Черепаха», номинированный в этом году на «Оскар». А заодно признался в любви к творчеству Юрия Норштейна. Дюдок де Вит оказался вполне «своим парнем», по ночам лихо играл на музыкальных инструментах в компании наших аниматоров и пытался исполнить русские народные песни.
В продолжение темы преемственности поколений в программе «Утренняя зарядка» были показаны мульфильмы, сделанные руками детей на различных студиях страны. Среди них - мультфильм «Хитрукия» одиннадцатилетней москвички Майи Курбановой, посвященной Параду Вини-Пухов, который состоялся на «Суздальфесте» в минувшем году. А в нынешнем году «Суздальфест» порадовал участников «Вкусными стартами»: делали портреты из овощей на креативность, пили медовуху на скорость, пекли блины на время, и наблюдали за традиционной русской забавой – битвой гусей.
Приз «за лучший студенческий фильм» был вручен ленте «А как наши космонавты» Галины Голубевой, в основу которой легла фольклорная песня и малоизвестная запись голоса Юрия Гагарина.
Приз «за лучший дебют» присужден фильму «Первый гром» Анастасии Мелиховой, а за «лучший полнометражный фильм» - картине «Знаешь, мама, где я был?» Лео Габриладзе. Эта автобиографическая документальная анимационная лента, создана на основе рассказов и рисунков Резо Габриадзе — грузинского художника, создателя театра марионеток, и затрагивает вопросы человечности и доброты в непростые времена после Второй мировой войны.
Что касается коммерческой анимации, то приз в категории «лучший сериал» ушел к картине «Буря в доме» Натальи Березовой (сериал «Фееринки»).
Наконец, именно на «Суздальфесте» состоялась премьера знаменитой и многострадальной «Гофманиады» студии «Союзмультфильм», которая шла к своему зрителю долгих шестнадцать лет. А в рамках деловой программы феста «Союзмультфильм» провел питчинг молодых сценаристов, выбрав из десяти две заявки, которые теперь будут запущены в производство.
Фильмы «Суздальфеста» в рамках акции «Открытая премьера» уже показаны на 500 площадках в 350 городах и населенных пунктах страны сразу . А это – более 1000 сеансов.
ПО ТЕМЕ
«Вкусную анимацию» покажут в культурной столице чемпионата мира по футболу