Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Режиссер Юрий Норштейн: Подлинное начинается тогда, когда человек ищет себя

Развлечения
Режиссер Юрий Норштейн: Подлинное начинается тогда, когда человек ищет себя
Художник-мультипликатор Юрий Норштейн на творческой встрече со зрителями / Фото: Руслан Шамуков/ТАСС
Российская анимация стала темой беседы обозревателя "Вечерки" с мастером мультипликации, режиссером Юрием Норштейном. Он рассказывает о настоящем и рассуждает о будущем этого вида киноискусства.

23 марта в Центральном доме кинематографистов пройдет фестиваль «Эхо Суздаля», на котором представят лучшие фильмы XXIII Открытого фестиваля анимационного кино. Юрий Норштейн по традиции проводит разбор «полетов» — дебютных и студенческих работ молодых мультипликаторов.

— Юрий Борисович, чего не хватает сегодняшней молодежи, делающей первые шаги в анимации, если сравнивать ее с вашим поколением?

— У нас неплохая молодежь, но ей не хватает внимания к жизни и сердца. Это тенденция — ремесла сегодня становится больше, чем чувства. Уходит понимание, что подлинное начинается тогда, когда человек ищет себя. И это гораздо важнее, чем придумать какие-то эффектные повороты или изображения. Кроме того, мне кажется, что наши ребята просто забыли, что у них есть рука. А ведь «рука воспитывает». Это старая мысль, не моя, она проходит по всем мировым философиям, но от этого не становится менее верной. Зато не забывают про «бабло» и про то, где и как его можно сорвать.

А еще в молодых аниматорах не хватает жертвенности. Современный человек очень любит себя. В Библии сказано: возлюби ближнего, как себя самого. Ближнего не любят, а себя — да, любят, но при таком раскладе эта формула теряет смысл. Я говорю сейчас, казалось бы, очень тривиальные вещи, но на самом деле они — суть искусства. Когда человек открывает новые острова, он рискует. Гоген отправился черт знает куда, и все смотрели на него, как на сумасшедшего. Но он в итоге открыл новый мир, другую планету. Как в свое время открыл другую планету Миклухо-Маклай. Но выяснилось, что и там живут люди, и даже мозг у них весит больше, чем у среднего европейца.

— А как влияет на искусство анимации тотальная компьютеризация?

— Компьютер вообще много гадостей сделал, но это отдельный большой разговор. Я точно знаю, что открытие происходит там, где карандаш ломается, где ногти грызутся, где сердце надрывается, — другого не дано. Но все стремятся, образно говоря, проплыть быстро. И непременно хотят успеха.

— А вы сами к успеху как относитесь?

— Я считаю, что если успех приходит, про него сразу же надо забывать. Чем раньше забыл, тем лучше.

— Мы практически не имеем возможности посмотреть сборники авторского анимационного кино на большом экране. Раньше был кинотеатр «Баррикады», где мультики шли нон-стопом. Создается ощущение, что сегодня новые мультгерои мгновенно перекочевывают в компьютерные игрушки.

— К сожалению, деньги съели человека. Молодые думают о них, а не о том, что останется в человеческой душе, что зритель будет вспоминать, что его полоснет. Развивать анимацию пытаются не за счет уровня кинематографа, а за счет стрельбы шрапнелью по площади: глядишь, что-то да попадет.

— Ну а в противовес что можете привести из классики?

— В противовес? Хотя бы фильм Эдика Назарова «Путешествие муравья». И сразу всем все становится понятным. Но, справедливости ради, надо сказать, что и внутри потока сегодня все равно попадаются очень пристойные фильмы.

— И что вы для себя выделили?

— Фильм «Питон и сторож» Антона Дьякова. И еще мультфильм о забастовках шахтеров Константина Бриллиантова «Умба-умба». Причем я не знаю, какой фильм дальше сделает этот режиссер. И будет не его вина, если дальше он будет делать анимацию невысокого уровня. Все дело в нынешнем производственном устройстве кинематографа. Если эта линия будет продолжаться, то мы будем терять и терять.

Режиссер Юрий Норштейн: Подлинное начинается тогда, когда человек ищет себя Серенький волчок из колыбельной песни — главный персонаж мультфильма Юрия Норштейна «Сказка сказок» / кадр из мультфильма «Сказка сказок»

— Что именно вы имеете в виду?

— Во-первых, тендеры. Это омерзительная штука, хотя кому-то она и приносит деньги. На конкурс подается штук двести сценариев, из них выделяют несколько. Мне совершенно ясно: комиссия не способна пропустить такое количество информации через себя. А значит, надо менять сам принцип. Далее. Вот возрождается «Союзмультфильм». Это хорошо, что организуется новая студия. Но форма, когда абсолютно все фильмы «вповалку», ничего хорошего не принесет: поэтому-то там сегодня меньше всего мелькает слово «творчество».

— А что там мелькает?

— Там мелькают слова «успех», «доход», словосочетания «быстрота выхода», «оправдать деньги», но только не «творчество». Если студия строится на всем этом, то ничего хорошего быть не может. Я к этой студии никакого отношения не имею и не хочу иметь. И не устаю говорить, что слово «техно» в переводе с греческого обозначает «искусство», о чем все забыли. В понятие «технологии» входят не только технические уловки, но и сама организация пространства, место, где художник творит. И если мы взглянем в сторону большой литературы, то вспоминаются знаменитые 50 000 чашек кофе, выпитых Бальзаком во время работы. А Хемингуэй выпивал по полбутылки вина, Шиллер пил шампанское. А кто-то выкуривал несметное количество трубок. У каждого — свое, и все это тоже входит в понятие «технология», потому что формирует благоприятное пространство, где рождается шедевр. Один пишет в уединении, а кому-то надо поставить стол посреди шумной толпы, и это будет в радость. В мультипликации — так же.

Если всех посадить в одинаковые условия, в общий зал, ничего хорошего на выходе не получится. Я всегда привожу в пример старый «Союзмультфильм», на территории которого стоял покосившийся дом — он скрипел, хрипел, словно у него была экзема легких.

И вот в этом доме были сделаны шедевры. Там Назаров сделал свои фильмы «Жилбыл пес» и «Путешествие муравья», Андрей Хржановский — трилогию по рисункам Пушкина, Хитрук создал свой «Остров». Почему? Это было живое место. Ты шел по улице к двери дома, и уже на уровне коленок, в полуподвальном окошке видел, как внизу копошились люди, что-то рисовали, хохотали. А сегодня мы можем построить Авеню, но живого там не будет.

— Видимо, именно эта точная передача вашего, очень личного, восприятия старой Москвы и обеспечила успех мультфильма «Сказка сказок». Кстати, почему вы его называете самым дорогим для вас?

— Эта картина — личная и исповедальная. Она связана с Марьиной Рощей, в которой я прожил почти 25 лет. Я оттуда уехал, потому что нашего дома больше нет. А есть огромный шестнадцатиэтажный. И мост — теперь уже не тот, который есть в финале фильма. А я помню мост, мощенный булыжником. И помню, как вечером в августе, когда шли дожди, пахла пыль, прибитая каплями. И как гремели колесами синие автобусы, которые тогда ходили по Москве…

— Двухэтажный старый дом в Марьиной Роще, свеча в банке, чтобы не задуло ветром...

— И одноногий сапожник, перед которым на куске фанеры разложена обувь. Разнопарки. Обуви тогда было больше, чем ног после войны. А еще желтые акации на бульварах, в густоте кленов тлеющий свет фонарей и тени на земле… Если вы помните, фильм начинался с большой белой скатерти, закрывающей все столы во дворе, вынесенные из коммуналок. Солнечное тепло, осеннее — бабьего лета. Люди сели за столы перед тем, как разъехаться из этого дома навсегда. В этой последней встрече должны были проявиться все, кого я знал, — и те, кого уже нет, тоже… И на перекрестье их разговоров все и должно было вырасти. Вся история дома. А в сущности — вся история страны.

Все это сорганизовалось в один сюжет, сюжет-гармошку, расширяющийся, а в конце — сведенный к одному простому звуку: «Живем». Потому что наше детство пришлось на конец войны, и мы вечно должны помнить, что счастье — это каждый мирный день. Каждый. Да, этот фильм — особая страница моей жизни. В нем соединились целые пласты: мое детство, мое представление о том, какие именно мгновения дают человеку секунды счастья. И какой ценой оплачивается это счастье. Так что это не просто фильм о Москве. Хотя после него я вновь обрел соседей, с которыми когда-то жил в 8-м проезде Марьиной Рощи. Они появились вдруг на моих просмотрах, я стал получать от них письма.

Сегодня же я не всегда могу понять, где в тех или иных коммерчески успешных картинах есть этот самый магический кристалл. Вот «Маша и Медведь», например. Но меня впечатляет не сколько людей это посмотрело, а каковы, скажем так, последствия их внимания. Кто из героев затем начнет «прорастать» внутри зрителя в те сомнения, переживания и волнения, то есть во все то, чем откликается в нас большое искусство.

ДОСЬЕ

Родился в 1941 году в Пензенской области, вырос в Москве, в Марьиной Роще. В «Союзмультфильм» пришел в 1961 году после окончания двухгодичных курсов мультипликаторов. Самые известные работы Норштейна в качестве режиссера — «Ежик в тумане» (1975) и «Сказка сказок» (1979), а как художникамультипликатора — «Каникулы Бонифация» (1965), «Варежка» (1967), «Лошарик» и «Чебурашка» (1971), «38 попугаев» (1976).

РЕКОРД

Юрий Норштейн является своего рода чемпионом мира по продолжительности работы над одной анимационной картиной: 37 лет идут съемки мультипликационного фильма по гоголевской «Шинели». Работа началась в 1981 году и несколько раз прерывалась по разным причинам. Норштейн работает в сложной перекладочной технике и снимает только на кинопленку, игнорируя современные способы видеозаписи.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.