Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Великолепный Гоша. Закат солнца в Римини, на родине Феллини

Общество
Великолепный Гоша. Закат солнца в Римини, на родине Феллини
Фото: Нина Бурдыкина
Странно бывает в жизни: те, кого считаешь друзьями, исчезают куда-то в жизненном море, теряются. И даже на праздники их не поздравляешь хотя бы открыткой. А случайные вроде бы приятели идут по жизни если не рядом, то на расстоянии вытянутой руки. Виртуальной, конечно. С ними постоянно пересекаешься: то по работе, то вдруг — неожиданно — столкнувшись на весенней, залитой ярким солнцем, радостной и оживленной улице.

Как вот Георгий Логвиненко. Великолепный Гоша, как я его звала. Налетел на меня прямо на любимой Пречистенке — я пялилась на витрину с новой, летней, коллекцией. Длинные платья — в мелкий цветочек и однотонные, зонтики, крошечные яркие сумочки. Как я соскучилась по вам, милые мои, за полгода зимы.

Схватил за плечи, огромный, метр девяносто. Показал на витрину и расхохотался. И я вслед за ним. Потому что мы в ней отразились как в зеркале; высоченный Георгий и я на три головы ниже. Мы всегда понимали друг друга без слов, хотя никогда не были друзьями.

Не виделись всего-то пару лет (по нынешним стремительным временам это, считай, как две недели). Но я заметила — а может, это яркое солнце высветило недостатки, — что он бледный, исхудавший и вообще постаревший. По-прежнему, конечно, удивительно стильный.

— Попьем кофе в стекляшке? Пойдем, пойдем, прошу тебя. Господи, как я рад, что мы встретились. Я так хотел бы поговорить с тобой о своей девушке…

— Гош, слушай, тебе уже полтинник, а у тебя все «девушки». У приличных людей в этом возрасте уже внуки.

— А ты все такая же зануда. Пойдем. Я хотел даже вызванивать тебя. А тут такая встреча. Провидение бросило меня прямо в твои объятия.

— Ну, коль так… И, пожалуйста, не путай детали. Провидение бросило меня в твои объятия. Я смотрела на витрину…

— Ой, все. Пойдем.

*

Логвиненко — самый талантливый дизайнер из всех, с кем мне довелось работать. В нем сочетаются удивительное чувство стиля, хорошее образование, наследственность… Еще двадцать лет назад он не просто был модником: он формировал моду сам. Например, накидывал графитно-серый плащ, надевал шляпу и брал в руки трость — когда его ровесники щеголяли в джинсах и белых, каких-то подростковых, кедах. И девушки на улицах останавливались как вкопанные, зачарованные фигурой «истинного денди» московского разлива. Отращивал трехдневную ухоженную щетину, когда о метросексуалах и слыхом не слыхивали. Или, например, первым переобулся в рыжие массивные ботинки (с черным стильным пальто, конечно), которые потом вошли в модное пике, назвавшись «тимберлендами», и через несколько лет благополучно вылетели из него. Он всегда был сам по себе. Единственный сын известных в творческих кругах родителей, объездил всю Европу — не проторенными туристическими маршрутами, а, скажем, изучал Париж Модильяни и Сартра. Или Италию Феллини. Все мы были на его фоне недоучками и провинциалами — даже те, кто родился в Москве. Все девушки издательства, конечно, были чуточку влюблены в него. И даже я — самую малость. А ему звонили, бесконечно и беспрерывно, женские голос — я злилась, снимая трубку (двадцать лет назад звонили в основном по стационарному телефону, и стоял он у меня на столе) и подзывая Великолепного Гошу. А он брал трубку, садился на широкий подоконник и слушал женское чириканье, бросая реплики: «Да, милая! Конечно, милая!» При этом подмигивал мне — хитро и цинично. Ясно. Считал меня сообщницей в деле обольщения своих девиц.

— А ты не считаешь, что ей обидно? — спросила я как-то Гошу. Я стала свидетельницей того, как легко и просто, без всяких «прости», «прощай», он велел ей «больше не беспокоить». Правда, прибавил фирменное: «милая».

— Обидно? — в его зеленоватых глазах плеснулась жестокость. — Женщины не переживают. Это как трамвай: с одного слезла, в другой пересела. Поехала дальше. Я думал, ты умнее.

И пошел прочь — высокий, прямой, стремительный. Парус. Он всегда мне напоминал парус в открытом море.

Я захлебнулась от обиды и злости. Мало того, что свою «милую» умыл, еще и я ему, видите ли, недостаточно умна. Тогда я подумала — не случайно он до сих пор одинок. Трудно такому оригиналу найти пару.

Мы проработали вместе лет восемь и в один несчастливый год разбежались по разным фирмам, фирмочкам и фрилансам. Кризис поглотил «жирные двухтысячные» и наше крошечное издательство; сами мы, как лодки, разбитые волной, распались на щепки, разнеслись по разным бухтам. Только Георгий Логвиненко, стройный корабль, уплыл спокойно и гордо в известное дизайнерское бюро. По-другому и быть не могло. Странно, что именно он, Гоша, не терял меня все эти годы из виду, то присылая неожиданно открытку из Венеции, настоящую бумажную открытку с марками и штемпелями. То передавая, через какие-нибудь третьи руки, приглашение на книжную выставку, где он, Логвиненко, номинант премии в области «Лучшее книжное оформление». Приглашение выглядело солидно: с золотым тиснением, на белой шероховатой бумаге. Я не сомневалась в том, кто получит первый приз…

*

И вот — весна, Пречистенка. Великолепный Гоша — в изумрудно-зеленом шарфе. Совершенно седой, но все равно стильный. Мы идем в кафе-стекляшку и садимся на улице; да-да, уже так тепло на солнышке, что можно сидеть на улице.

Я подставляю лицо теплу и свету. И в меня льется счастье. А пирожное с кремом и капучино с корицей завершают полноту картины.

— Гоша, как хорошо, что мы встретились! — говорю я.

И где-то на уровне подсознания проносится глупая павлинья мыслишка: и как хорошо, что я сегодня в этом черном длинном пальто, которое мне так идет!

А он вдруг берет меня за руку и говорит:

— Да, какое счастье, что мы встретились… Алина… Я потерял ее. Понимаешь? Потерял. Я сам виноват. Я не создан для серьезных отношений, ты же знаешь. А Алина… Я тебе сейчас расскажу, и ты все поймешь. Пожалуйста, не перебивай меня.

Он закуривает, и к нам тут же бежит официант: простите, у нас не курят.

Ах да, конечно… Гоша тушит сигарету о блюдечко, и я вдруг замечаю, что у него дрожат руки.

Они познакомились случайно — «не важно как», но потом все же выясняется, что Алина — это молоденькая жена его старинного приятеля. (Я задыхаюсь воспоминанием: кто еще, кроме Гоши, может выдать такой архаизм, как «старинный приятель»? О, прекрасный аристократичный Гоша!) И даже, более того, он был свидетелем на свадьбе. Там, на свадьбе, Алина и влюбилась в Гошу (характерный жест рукой). Приятель Марк — преподаватель в Строгановке. Алина — его юная ученица. Ради нее Марк развелся с женой и был проклят детьми. Уже взрослыми детьми, к сведению (как будто мне есть дело до этих неведомых детей. Но я молчу, он же велел не перебивать).

Великолепный Гоша. Закат солнца в Римини, на родине Феллини

А Алина — ничего особенного, ну совсем ничего. Ну белесая, реснички светленькие, волосики беленькие, худенькая. Конопушки. Глаза большие и тревожные. Ручки-ножки тоненькие, как у паучка. Ладно, у бабочки. Знаешь, какие у бабочки тоненькие, но цепкие лапки? Вот и у Алиночки…

Она Гошу стала добиваться. И Гоша не отказал. Он повез ее летом в Италию, в Римини. В июне, да. Море еще прохладное, но бодрит. Зато чистоты необычайной. Что преподаватель из Строгановки, обманутый муж? А кто ж его знает. Гоша не интересовался. Алина что-то наврала, наверное.

Думал — получится короткий красивый роман. Зачем понадобилось отбивать молодую жену у друга? Ну, не отбивать, а попользоваться. Какие-то комплексы, наверное; стало обидно — тот толстый, лысый, тяжело дышит, как кит. И вдруг поймал себе в коллекцию такую вот юную, прозрачную, светлую бабочку.

— Я же — лучше? — спросил Гоша. И я впервые за все время нашего знакомства усомнилась в его уме.

А потом…

— Знаешь, был один день, я запомнил даже число. Я влюбился в Алину. Впервые — впервые за всю жизнь! — испытал это чувство, мучение, боль, сладость — все одновременно.

— Но как же… Ведь столько девушек было…

— Не перебивай! — закричал он. — Было! Девушек — было много! Ты такая же дура, как все они. Прости… прости… Я даже не понимал, что им больно, что они что-то испытывают, кроме естественного физического влечения. А какие ведь красотки были, куда там Алинке. Я все понимаю. Может, бог меня обделил тем, что я ничего к ним не испытывал. Этого горнего, космического. И вот — послал мне белесую моль, талантливую, капризную, чуть истеричную даже. Я тебе расскажу про этот день, 17 июня. Мы лежали на пляже, уже был вечер. Какие-то веселые энергичные негры быстро складывали шезлонги, стаскивая их в кучу. На открытой веранде ближайшего ресторана играл саксофон. И певичка, в облегающем платье серебристого цвета, издалека похожая на какую-то диковинную рыбку, что-то пела. Она близко у губ держала микрофон, открывала рот, но малочисленным людям на пляже было не различить слов песни. Уже не различить... . Трое русских — две женщины и молодой парень — совершенно пьяные сидели на лежаках: они пили джин, разбавляя тоником, и слушали «Би-2». «Где-то ангелы кричат: «Прости — прощай!» Прикинь? Ты любишь «Би-2», я помню, помню. Одна из этих теток была чудовищных размеров... И совершенно без комплексов... Впрочем, не важно. Алина. Это был наш предпоследний день в Римини. Быстро садилось солнце — тонуло в море. Знаешь, как бывает. Только еще было жарко, и вдруг солнце стало красным, покатилось вниз, и буквально за час темнеет. Я долго плавал, а потом вышел на берег. Там темно-желтый песок. Алина лежала на полотенце, прямо на песке. Я подошел к ней, брызнул на нее соленой водой — она не повернула голову, не бросилась мне на шею, как обычно. В ней всегда столько детского… было. Я присел рядом и увидел, что она плачет. Она плакала — знаешь, почему? Он полез опять за сигаретами.

— Здесь нельзя курить, — напомнила я.

Он вздохнул и бросил полупустую пачку на стол. Официант внимательно смотрел на нас. Как они это умеют — официанты — нести пять тарелок одновременно и при этом следить за посетителем, готовящимся закурить.

— Она плакала, потому что представила: совсем еще недавно, каких-то лет пятьдесят назад, на этом пляже сидели совсем другие люди. Например, Лиз Тейлор — она могла бы легко купаться именно в этом месте. Со своими подружками, которые, несомненно, уже… — он поднял глаза к небу. — И вот Алинка, пока я плавал, мысленно нарисовала себе такую картину: эти прекрасные, самобытные, чудесные люди загорают под итальянским солнцем, и постепенно садится солнце, и море подступает все ближе, а они не замечают. Или — не хотят замечать. Вот уже волны слизывают их. И их нет! Нет! Их не будет, никогда не будет. Солнце садится. И потом море за ночь уничтожит даже их следы. И, может, унесет широкополую шляпу какой-нибудь модной дамы… Впрочем, это я уже домысливаю. А наутро будет опять яркий день, и придут новые посетители пляжа. Она плакала, моя Алиночка, бедная маленькая птичка, потому что ощутила кожей смерть. Она испугалась, что я так долго не выхожу — вдруг море слизнуло и меня тоже… И я вдруг реально ощутил свой возраст. Впервые я понял, что стал старым, что волны небытия подбираются ко мне. А я еще, собственно, даже не жил. Что у меня было? Дурацкие работы, учеба, какие-то бабы. Путешествия эти. Было все, но не было ничего настоящего. Ни своих великих картин — а ведь когда-то мне прочили большое будущее. Ни любви. Ни ребенка. Тогда вдруг стало очень холодно, так всегда бывает, когда садится солнце. Но в июне, в Италии, не может быть такого пронзительного ветра. Меня колотило от собственной пустоты. Я понял: эта девочка, Алинка, мое спасение. Я наполнился любовью к ней, потому что она — сама жизнь. Она все чувствует, все понимает. Я не встречал таких женщин… Впрочем, кажется, я это уже говорил.

— Ну и в чем проблема? — холодно спросила я. Не знаю ни одной женщины, способной выслушивать комплименты, посвященные не ей.

— Проблема в том, что мы распрощались в «Домодедове» на следующий день, 18 июня. Я заказал такси, ее встретил Марк. Она вернулась к Марку как ни в чем не бывало. Она не любит меня. Я ей не нужен. Это первая женщина, которой я не нужен… И я с ума схожу без нее. Я хочу опять везти ее в Римини, или на Лазурный Берег, или хоть в Гурзуф! Но она беременна. Она ждет ребенка — ребенка Марка. Этот пузан, этот бочонок летает от счастья. Он показывал мне серию ее портретов. Фотопортретов. Она в полупрозрачной кружевной рубашечке. Она — за занавеской-тюлью. Она обхватила огромный живот двумя своими тонюсенькими ручками. Эти снимки должен был делать я. Мне кажется, я умираю. Мне кажется, море подобралось ко мне совсем близко. Страшное ночное море.

И все слова мира были бессильны — у меня не было слов утешения для Георгия Логвиненко, Великолепного Гоши. Мы распрощались, договорившись созвониться на следующей неделе, но я знала, что больше никогда не увидимся, разве что случайно, как сегодня. Такой человек, как Логвиненко, никогда не простит мне своей слабости. Хотя — что может быть естественнее страха смерти и жажды любви. На прощание он церемонно поцеловал мне руку с тыльной стороны ладони. Это было щекотно и, в общем-то, излишне.

Я обернулась и посмотрела ему вслед. Высокий и стремительный парус, он уносился прочь по Гоголевскому бульвару.

*

Через две недели (черное пальто уже было позабыто, и весна окончательно вступила в свои права) мне позвонила старая знакомая, Ленка. Захлебываясь от слез, она прорыдала в трубку: «Гошенька умер. Представь, зачем-то поехал в Италию, полез там в море. Сердце не выдержало. Еще ведь холодно, даже в Италии. Ты на похороны придешь? Наши собираются все». Я пообещала прийти.

Дала отбой и долго сидела, закрыв глаза. Я знала, я все знала, зачем и куда он поехал. Один, без своей тонконогой Алинки, ждущей чужого ребенка. Он хотел вернуть хотя бы ее частичку, воспоминание, тот томительный красный закат в Римини, на родине Феллини. И умер прямо в море. Сердце. Сердце, разорвавшееся то ли от любви, то ли от перепада температуры. Волна вынесла его ночью на песок — и лишь под утро его нашли рабочие, которые цепью шли по пляжу, накалывая на железные палки окурки и обертки от конфет. В руке у него намертво была зажата маленькая белесая ракушка — таких миллионы на золотых итальянских пляжах.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.