Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Лев Додин: Задача театра — преодолеть одиночество

Развлечения
Лев Додин: Задача театра — преодолеть одиночество
Лев Додин получает премию в номинации «Спектакль. Драма большой формы» / Фото: Владимир Вяткин/РИА Новости
Лучшим драматическим спектаклем, получившим «Золотую маску», стала постановка «Страх. Любовь. Отчаяние» Малого драматического театра — Театра Европы (Санкт-Петербург). Корреспондент «ВМ» побеседовала с его художественным руководителем Львом Додиным.

— Пьеса Брехта «Страх и отчаяние в Третьей империи» считается одной из самых сложных в мировой драматургии. Почему вы выбрали ее для постановки?

— Я соединил две пьесы Брехта: «Страх и отчаяние в Третьей империи» и «Разговоры беженцев». Мне видится, что мир находится на краю бездны, грядут большие катаклизмы, и поэтому я решил обратиться к исследованию эпохи, когда в Европе зарождался фашизм. Замечу: этот спектакль — исторический. Это было трудное, серьезное, безжалостное, дотошное погружение в Германию начала 30-х годов XX века. Мы не только изучали документы в архивах и встречались со свидетелями, но и ездили туда, где были концентрационные лагеря.

— Мало кто, наверное, проделывает такую исследовательскую работу, как вы, готовя спектакль...

— Я хотел понять, осознать правду: что же привело человечество к фашизму? Эти лагеря смерти, газовые камеры... В голове не укладывается. Владимир Высоцкий говорил, что «правда потом восторжествует». К сожалению — «потом». Тем не менее тайное все равно становится явным. Так, в процессе работы над спектаклем мы узнали много нелицеприятного о людях, но при этом поняли, что от каждого из нас очень много зависит. И сегодня тоже. Все мы — участники, нет посторонних наблюдателей.

— Говорят, когда художник начинает вмешиваться в политику, становится только хуже. Каковы ваши взаимоотношения с политикой?

— Никогда не знаешь, выше ты относительно чего-то или ниже. Что касается разницы между политиками и художниками... Политик всегда знает — иначе бы он не мог действовать. А вот художник никогда не знает, «как надо». Он видит, чувствует, что все так сложно, противоречиво, страшно, и пытается это выразить в произведении. Политик должен быть вдохновлен великими идеями, желанием изменить мир, тогда как цели художника гораздо более скромные и эстетические.

— Лев Абрамович, насколько сегодня художник должен быть смелым в своем творчестве?

— Смелость города берет. Без смелости ногой в театр не ступишь. Театр — это такое сборище ярких индивидуальностей и характеров, что робкому режиссеру здесь делать нечего. На мой взгляд, смелость требует ума, а сочетание ума и смелости — одно из самых редких.

— Ум — это в первую очередь знания?

— Свободные знания, не навязанные извне. История обязательно догоняет тех, кто не извлекает из нее уроки, и поэтому историю надо знать. Россия в свои трагические моменты, как известно, оказывается на передовых позициях. Вот вся Европа мечтала о социалистической революции, и только в России она победила в 1917 году, и 80 лет мы имели то, что имели. Зато весь мир научили тому, как не надо делать и жить. Сегодня нас хотят заставить забыть подлинную нашу историю, чтобы мы вновь мыслили вымышленными мифами.

— Если герои пьесы Брехта, действие которой происходит в 1933 году, — неприятные типы, а в романе Ремарка «Три товарища», действие которого разворачивается с 1928 года, — хорошие люди, почему бы не ставить роман о хороших?

— Во-первых, «Три товарища» так же, как и роман Хемингуэя «Прощай, оружие!», очень помогают мне жить. Это два моих любимых романа. К сожалению, нельзя поставить всю библиотеку в театре. На книге «Три товарища» я воспитывался. В ней есть чувство идеальной дружбы и почти идеальной любви, что бывает редко... Говоря о литературе, никогда не знаешь, какая книга станет очень актуальной и вызовет интерес для ее постановки.

— Почему у вас был такой большой перерыв в педагогической деятельности? Новый век требует современную смену актерских кадров.

— Есть несколько причин, которые встают на пути моей педагогической деятельности. Хотя у меня есть новые методики, соображения, разработки, как обучать актерской профессии совсем по-другому, в свете нового века. В нашем театре есть Институт стажерства, куда мы принимаем выпускников театральных вузов, чтобы они еще учились. Сейчас во всем мире принята практика: после одного высшего образования — закрепить свои знания прохождением курсов дополнительного образования. В нашем театре от актеров стажерской группы требуется много терпения.

— Лев Абрамович, как вы думаете, почему в театрах Москвы такая большая проблема с институтом художественных руководителей? У нас есть прекрасные мастера, но многие из них — в почтенном возрасте, а смены нет.

— Есть хорошие молодые руководители: Евгений Писарев, Миндаугас Карбаускис, Владимир Панков. Для меня Сергей Женовач — молодой режиссер. Если Сергей Васильевич взял на себя такое сложное предприятие, как руководство Московским художественным театром, то честь ему и хвала. Это ведь не на короткий срок — руководить МХТ, это надолго, и надо понимать, что до конца. И если бы Женовач не чувствовал себя молодым и полным сил, вряд ли бы он на это решился. Возраст в театре — это понятие относительное.

— Важно ли для вас мнение публики?

— У меня есть привычка: шоферов, официантов, продавцов, почти всех встречных — приглашаю на наши спектакли. Я принадлежу к числу любопытных режиссеров и всегда стараюсь узнать мнение зрителей о постановке. Часто сижу в зале во время спектакля и наблюдаю. Стал даже записывать высказывания зрителей. Вот слова зрителя-водителя: «Я думал, что один испытываю такие чувства, и мне за это было неловко, а в спектакле увидел, что и другие такое же испытывают». Задача театра — преодолевать одиночество человека и всего человечества.

СПРАВКА

Лев Додин родился в 1944 году в Сибири. Дебютировал телеспектаклем «Первая любовь» по повести И. С. Тургенева в 1966 году. Сотрудничество с Малым драматическим театром началось в 1974 году. Сегодня основная часть труппы — выпускники шести курсов и двух стажерских групп.  

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.