Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Лестница в небеса Венедикта Ерофеева

Общество
Лестница в небеса Венедикта Ерофеева
28 лет назад, 11 мая 1990 года, умер Венедикт, Веня, Веничка Ерофеев, автор легендарной поэмы в прозе «Москва - Петушки».

Я не мог пройти мимо этой даты. Во-первых, Ерофеев – один из самых оригинальных, удивительных и, как это ни парадоксально, трезвых российских писателей. Во-вторых, внимать Ерофееву после череды майских праздников – истинное наслаждение, которым не стоит пренебрегать.

«Все говорят: Кремль, Кремль. Ото всех я слышал про него, а сам ни разу не видел. Сколько раз уже (тысячу раз), напившись или с похмелюги, проходил по Москве с севера на юг, с запада на восток, из конца в конец, насквозь и как попало - и ни разу не видел Кремля».

Так начинается поэма «Москва - Петушки».

И, казалось бы, могут ли стать предметом haute littеrature (высокой литературы - "ВМ") приключения человека напившегося или с похмелюги?
Могут, если литератор высокий. А Веничка был именно таким. Литератор ироничный, пронзительный, парадоксальный, человечный и человеколюбивый, с неповторимым, магическим слогом, он сломал, нет, даже взломал каноны и явил себя писателем, по собственному же выражению, наособицу, инакопишущим.

«Пить просто водку, даже из горлышка, — в этом нет ничего, кроме томления духа и суеты. Смешать водку с одеколоном — в этом есть известный каприз, но нет никакого пафоса. А вот выпить стакан «Ханаанского бальзама» — в этом есть и каприз, и идея, и пафос, и сверх того еще метафизический намек».

Цитировать «Москву - Петушки» можно бесконечно. И даже те, кто не читал поэму, знают фразу-главу «И немедленно выпил». А также рецепты «Слезы комсомолки», «Поцелуя тети Клавы» или «Чернобурки», замешанной на денатурате.

Алкоголь у Ерофеева - концентрат иного бытия. Опьянение для него - способ вырваться на свободу, стать - буквально - не от мира сего. Веничкино пьянство - апофеоз аскезы. Провозглашая отказ от земного ради небесного, Ерофеев сравнивает себя с сосной: «Она, как я - смотрит только в небо, а что у нее под ногами - не видит и видеть не хочет».

Веничкино пьянство открывает путь в другой мир. Эта дорога, как лестница в небеса, ведет к освобождению души из телесного плена. Поэтому так важно было Ерофееву проследить за каждым шагом своего героя по этой лестнице - от утреннего глотка до череды железнодорожных станций, с нарастающим пафосом приближающихся к Петушкам.

«Мы все как бы пьяны, только каждый по-своему, один выпил больше, другой меньше. И на кого как действует: один смеется в глаза этому миру, а другой плачет на груди этого мира. Одного уже вытошнило, и ему хорошо, а другого только ещё начинает тошнить».

Кто-то из его друзей предполагал, что пил Венедикт Васильевич, постоянно ощущая неизбывное человеческое горе, от чуткого, нежного, даже любовного отношения к несовершенству человека (самой большой нежности, по его мнению, был достоин «тот, кто при всех опысался»). Другие полагали, что горе то повсюду преследовало его ввиду повсеместности и повседневности «ужаса коммунистической эпохи».

Друг Ерофеева, его крестный, переводчик и литературовед Владимир Муравьев, в свою очередь, был убежден, что пьянство было осознанным выбором Венички: «Конечно, он сам себя разрушил. Ну, что ж он так и считал, что жизнь - это саморазрушение, самосгорание. Это цена свободы. И не надо воспринимать Ерофеева как разнесчастного алкоголика, жертву гримас советской действительности. Не был он жертвой. Он был в советской действительности как рыба в воде. Он говорил в одном интервью, что совершенно не желает жить ни в какой другой. И порядок здесь его тоже устраивает, и власть».

Как бы то ни было, из всех этих внешне противоречивых, внутренне гармоничных рефлексий сверстана «Москва – Петушки», которую Ерофеев создал, когда ему было всего-то едва за тридцать. Книга соткана из цитат из Библии, мировой и русской классики, Маркса и Ленина, советских газетных штампов (все перечисленное Ерофеев знал, понимал и оперировал этим знанием безупречно) и продолжает традицию литературы сюрреалистической, гротесковой, буффонадной и при этом невероятно интеллектуальной.

Сначала распространявшиеся самиздатом, затем опубликованные в Израиле и Франции и, наконец, в перестроечном Союзе (причем в журнале «Трезвость и культура»), «Москва – Петушки» были названы критиками и читателями гениальными и со временем, снискав огромный успех, будучи переведенными более чем на 30 языков, поставленные на сценах множества стран, заслужили славу «всемирно известного произведения». И сегодня можно констатировать уверенно: Венедикт Ерофеев стал признанным классиком русской литературы. И это явление столь же невероятное, сколь и неизбежное.

А финал бессмертной поэмы - самая большая загадка загадочной веничкиной жизни: «Они вонзили мне шило в самое горло… Я не знал, что есть на свете такая боль».

Рак горла - болезнь, от которой Ерофеев умрет, то ли угадав, то ли напророчив. Последние годы жизни с ним рядом будет Наталья Шмелькова, интеллектуал, кандидат наук, известная столичная красавица. Она появилась в жизни Ерофеева, когда говорить без специального аппарата он уже не мог, поскольку он перенес операцию на гортани. Наркоз не подействовал, резали по живому. Потом он скажет ей: «Если бы я знал, что есть такая боль, я бы лучше выбросился из окна».

Наталья приносила ему, умирающему, книги, которые он просил: Гомер - «Илиада» и «Одиссея», «Божественная комедия» Данте, все трагедии Эсхила, все трагедии Софокла, сочинения Плутарха, «Метаморфозы» Овидия, Цицерон, Геродот, Шекспир, Монтень, «Гаргантюа и Пантагрюэль» Рабле, «Фауст» Гете, «Сентиментальное путешествие» Лоренса Стерна, Афанасий Фет, «Мифы народов мира», «Католичество» Карсавина.

Все это были собеседники человека напившегося или с похмелюги.

«Я вышел из дома, прихватив с собой три пистолета, один пистолет я сунул за пазуху, второй — тоже за пазуху, третий — не помню куда. И, выходя в переулок, сказал: «Разве это жизнь? Это не жизнь, это колыхание струй и душевредительство».*

И еще:

«В моем сердце не было раскаяния. Я шел через луговины и пажити, через заросли шиповника и коровьи стада, мне в поле кланялись хлеба и улыбались васильки. Но, повторяю, в сердце не было раскаяния... Закатилось солнце, а я все шел».

Моя юность. Спасибо, Веничка.

* цитата из эссе В. Ерофеева «Василий Розанов глазами эксцентрика».

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.