Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

«Лебединое озеро» в жизни Маяковского

Развлечения
«Лебединое озеро» в жизни Маяковского
Лиля Брик (Лилит) для режиссера - «черный лебедь» в жизни Маяковского / Фото: Надя Николаева, из архива режиссера Александра Огарева
В Школе драматического искусства премьера - "Председатели Земного шара" в постановке Александра Огарева. Спектакль о двух поэтах - Владимире Маяковском и Велимире Хлебникове - создавался в рамках проекта "Режиссерская лаборатория".

Александр Огарев, представляя публике свою работу и называя фамилии актеров, забыл о Лиле Брик. Хотя в спектакле главной женщины Маяковского много, и зовут ее Лилит (Александра Мерецкая), но после премьеры догадываешься о причине этого упущения. С явной неприязнью, гротеском и сатирой представляет на суд интеллектуального зала (непосвященный зритель не пойдет смотреть спектакль о Хлебникове) режиссер эту роковую женщину, которая управляла жизнью Маяковского, как кукловод марионеткой. В Лилит узнаешь ловких хищниц, искательниц влиятельных мужчин, для которых любовь - средство для достижения своих целей. Лиля Брик - "черный лебедь" в жизни Маяковского.

А "белый лебедь" - героиня поэмы "Облако в штанах" Мария. Александр Огарев позволил себе ремарку: "Мария - собирательный образ всех женщин, которых любил Маяковский". Последняя его любовь - актриса Вероника Полонская - тоже Мария (Александра Лахтюхова). В спектакле есть сцена, когда Лилит и Мария в балетных пачках - черной и белоснежной, танцуют что-то вроде "Лебединого озера" в борьбе за Принца - Владимира Маяковского.

Возникает мысль: "А может, великий Маяковский никогда не был королем?". На Турнире поэтов в 1918 году лучшим поэтом-футуристом, с титулом "король поэтов" публика признала Игоря Северянина. Маяковский возмутился, выкрикнул "Не время королей", а победитель Игорь Северянин произнес: "Я избран королем поэтов - да будет подданным светло".

С 1918 по 1930 годы Маяковский проделал титаническую работу, включая революционную, агитаторскую, просветительскую, чтобы стать первым, единственным. И поэтом, и мужчиной. Но для нее - Лили Брик - он был всегда вторым (после любимого мужа Осипа Брика), а то и третьим. А в его поэтическом цеху футуристов недосягаемо первым был и, пожалуй, остался Велимир Хлебников. Его первенство, гениальность признавал и сам Маяковский. Они были друзьями. Но при этом антиподами. Александр Огарев ставит свой спектакль на контрасте громкого, мощного, активного, амбициозного, любвеобильного, актуального, политического Маяковского и тихого (когда Хлебников читал публике свои стихи, его не слышали и свистели), замкнутого (тяготился обществом людей и отвергал помощь друзей), неприкаянного, одинокого, сумасшедшего Хлебникова (Дмитрий Репин). Спектакль о том, что земной Маяковский, который после 1918 года писал реалистические стихи, искренне восхищался чистым гением и чистым, ангелоподобным человеком Велимиром Хлебниковым, знал истинную цену его поэзии, но сам он выбрал другую дорогу, со славой, деньгами, престижем, признаниями, отличиями и несется по ней на бешеной скорости.

Он не отрекается от главной мечты Хлебникова - общества новых, по-настоящему свободных людей "Председателей Земного шара", понимая, что и в нем он будет вторым. Хлебников убеждает его в том, что "он - Маяковский - первый председатель, и что после его смерти именем Маяковского будут называться улицы, площади, станции, города (это приводит Маяковского в ужас, да и не верит он в такую славу), что его никогда не забудут". Хлебников умирает первым - в 1922 году, от голода, в деревне, и на его похоронах присутствует всего один человек. Хлебников умирает в 37 лет, как Пушкин, умирает, отвергнув все земные блага, любую помощь, и ничего не взяв от жизни в качестве удовольствия. Маяковский до последнего рокового выстрела верит в то, что Хлебников ждет его в этом обществе "Председателей Земного шара", и уходит к нему.

«Лебединое озеро» в жизни Маяковского Спектакль рассказывает о судьбе и дружбе Владимира Маяковского и Велимира Хлебникова / Фото: Н.Чебан, из архива режиссера Александра Огарева.

Хлебников снится ему, и говорит, что "там хорошо". Маяковский сказал о Хлебникове: "Его биография - пример поэтам и укор поэтическим дельцам". Маяковский не хотел становиться "поэтическом дельцом", и предотвратил это, убив себя. Но жизнь, политика, Лиля Брик все делали для того, чтобы он стал "дельцом" и заразился "мещанством", "земной славой". Спектакль Александра Огарева о том, что после "Облака в штанах" Маяковский не смог достичь того уровня гениальности, которого должен быть достичь, и которого достиг Хлебников.

Спектакль, который проходит в форме современной конференции о жизни и творчестве Маяковского и Хлебникова, проникнут любовью и сочувствием к обоим поэтам, но в нем отчетливо показаны причины, которые привели к ужасному финалу одного из Председателей Земного Шара - Владимира Маяковского. Одно дело - не написать ни строчки на заказ и умереть своей смертью - да еще в 37 лет (хотя Маяковский умер в 36), как Хлебников, а другое дело - покончить жизнь самоубийством, так и не дождавшимся ни любви Лили, ни признания Сталина (он тоже появляется в спектакле) Маяковский больше всего на свете хотел и того, и другого, но когда получил "нет" от любимой женщины и от вождя, - свел счеты с жизнью. Маяковский еще успел бытовое завещание написать в предсмертной записке. А Хлебникову, кроме его гениальных и до сих пор непонятых, непрочитанных стихов завещать было нечего.

Спектакль заканчивается песней в исполнении группы "Сплин" на стихи Маяковского "Лиличка". В 1916 году Маяковский написал своей любимой: «И в пролет не брошусь, и не выпью яда, и курок не смогу над виском нажать». Увы, смог, через 14 лет "нелюбви" Лилит. А Хлебников, который был не менее красив, чем Маяковский (все писали о его синих-синих глазах, приятных манерах), как только у него родилась мысль об обществе "Председатели Земного шара" на плотской любви поставил крест. Только муза, которая была с ним до конца и с которой они вместе отправились в путешествие к Земному шару. У Маяковского тоже была муза (Анастасия Кадрулева), но с ней поэт иногда вступал в жестокий конфликт. "Черный лебедь" радикально прошелся по реке жизни Владимира Маяковского.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.