Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Любовный прямоугольник, или Моцарт в Большом

Развлечения
Любовный прямоугольник, или Моцарт в Большом
24 мая на новой сцене Большого театра прошла премьера оперы Моцарта «Так поступают все женщины, или Школа влюбленных» в постановке Стефано Монтанари, Флориса Виссера и Гидеона Дейви / Фото: Дамир Юсупов/Большой театр
24 мая на новой сцене Большого театра прошла премьера оперы Моцарта «Так поступают все женщины, или Школа влюбленных» в постановке Стефано Монтанари, Флориса Виссера и Гидеона Дейви. Корреспондент «Вечерней Москвы» побывал на премьере и рассказал, как шесть голосов и один оркестр могут разыграть невероятно увлекательный сюжет.

На последнюю оперную премьеру сезона — «Школу влюбленных» в Большом театре — обязательно нужно попасть тем, кто имеет предубеждение перед оперой вообще, считая ее полным условностей и трудным для непосредственного восприятия жанром. Среди прочих достоинств этой постановки Моцарта — ее невероятная и неожиданная фабульная увлекательность, даже немного мешающая наслаждаться великолепными голосами и музыкой.

Сюжет комедии на первый взгляд кажется неправдоподобным и запутанным, но яркая и легкая постановка Большого рассчитана на самых разных зрителей. Они быстро и безошибочно увидят под кажущейся путаницей строгую симметрию отношений между героями, а неправдоподобие обернется очаровательным юмором с долей абсурда.

Юноши Гульельмо (Александр Миминошвили) и Феррандо (Юрий Городецкий) влюблены в сестер Дорабеллу (Александра Кадурина) и Фьордилиджи (Анна Крайникова). Старик-философ Дон Альфонсо (Николай Казанский) берется доказать, что все женщины неверны своим возлюбленным. Он говорит сестрам, что их женихи уходят на войну, и те в слезах расстаются, но Гульельмо и Феррандо тут же возвращаются переодетыми, и начинается забавный и трогательный хоровод превращений, который язык не поворачивается назвать фарсом. Невероятные положения складываются в головокружительный и головоломный, но в то же время строго организованный спектакль, веселую и воздушную оперу с насмешливым и хлестким либретто.

«Это валахи или турки? Эти морды — противоядие от любви», — поет блестящий дуэт сопрано и меццо-сопрано Крайниковой и Кадуриной, когда сестры не узнают переодетых женихов. «Один уехал — возьми двоих!» — соблазняет сестер наперсница Альфонсо, горничная Деспина (сопрано Алина Яровая). В возникающем «любовном прямоугольнике» сестры в итоге изменяют своим возлюбленным с ними же самими — но при этом «меняются» мужчинами. Феррандо был влюблен в Дорабеллу, а Гульельмо — в Фьордилиджи, но стоило им замаскироваться (хотя весь маскарад — небрежно накинутый плащ), как пары перемешались.

Пари на верность, обман старика Альфонсо и измена сестер раскрывают настоящие чувства героев. Но с трудом достигнутое жизнеподобие улетучивается, когда Фьордилиджи переодевается в костюм Гульельмо… К кульминации оперы накапливается такое количество перевоплощений, что следить за ними хоть и можно, но не очень понятно — зачем, и на какое-то время можно с чистой совестью закрыть глаза и не следить ни за чем, кроме женских сопрано и меццо-сопрано.

Благодаря и пению, и игре Алины Яровой ее классическая субретка Деспина приобретает полномочия почти что бога из машины. Ее усилиями почти три часа поддерживается сюжетообразующий обман, она заменяет и врача (в маске с длинным клювом), и нотариуса (брачный договор в опере представлен свитком длиной в несколько метров).

Легкость и воздушность моцартовской оперы воплощена во всей постановке и подчеркнута дополнительно введенными персонажами. Когда переодетые юноши пытаются соблазнить сестер, на помощь им приходят дети с крыльями за спиной, равно далекие и от амуров, и от ангелов. Это «друзья-ветерки» — они передают сестрам вздохи томления юношей, помогают обмениваться сердцами и вообще всячески двигают вперед сюжет, который вполне может ограничиться нескончаемым переодеванием всех в каждого.

С учетом того, что в опере всего шесть персонажей, призвание «ветерков» на помощь горничной Деспине не дает веселой драме стать комедией абсурда. Крылатых помощников можно даже запрячь в карету — и это был один из самых очаровательных моментов мелодичной, остроумной и увлекательной оперы. Неважно, что обе свадьбы расстроены, и искуситель Альфонсо торжествует: «Повторяйте за мной: так поступают все женщины!» «Школа влюбленных» настолько полна праздником и игрой, что в такой постановке, которую предлагает Большой театр, веселой может стать не только драма, но и трагедия.

В ложе мне достался необыкновенно скрипучий стул, который издавал пугающие звуки при любой попытке пошевелиться. Но вскоре я забыл о нем: ни в первом, ни во втором акте мне ни разу не захотелось сменить позу. Я не хотел потерять ни минуты и буквально разрывался на части: кроме чистого наслаждения музыкой Моцарта, пением солистов и калейдоскопом декораций, нужно было тщательно следить за развитием событий. «Так поступают все женщины, или Школа влюбленных» в постановке Большого театра — опера настолько обаятельная, что даже помня ее сюжет, все равно ужасно хочется знать, чем кончится дело. Впрочем, эта опера сама знает себе цену: овацию в конце начинает не зал, а хор.

Прямая речь

Ирина Коткина, театровед, культуролог, историк театра

- Существует предвзятое, но твердое убеждение, что Моцарт — композитор не для Большого театра. Его оперы здесь ставились редко, шли недолго, успеха не имели и были рассчитаны на реализацию иных вокальных талантов, чем те, которыми традиционно обладала труппа Большого.

Справка

«Так поступают все женщины, или Школа влюбленных» — двухактная опера в жанре «веселая драма» (итал. dramma giocoso), написанная Моцартом на либретто Лоренцо да Понте. Ее премьера состоялась 26 января 1790 года в венском Бургтеатре. Лоренцо да Понте также является автором либретто двух других опер Моцарта — «Свадьба Фигаро» и «Дон Жуан».

Постановка Большого театра 2014 года: дирижер Стефано Монтанари (Италия), режиссер-постановщик Флорис Виссер (Нидерланды), художник-постановщик Гидеон Дэйви (Великобритания). Роли исполняют выпускники молодежной оперной программы Большого театра и солисты оперной труппы: Александр Миминошвили, Юрий Городецкий, Александра Кадурина, Анна Крайникова, Алина Яровая, Николай Казанский.

 

 

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.