Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Фильм «Чудотворная»: смех и слезы

Развлечения
Фильм «Чудотворная»: смех и слезы
 Сценарии Аркадия Инина легли в основу более чем 40 фильмов / Фото: Павел Волков
Съемки фильма "Чудотворная" по сценарию Аркадия Инина завершаются. Картина - история староверов Лыковых, проживших в тайге 50 лет, не знавших ни о войне, ни о полетах спутников в космос...

Впрочем, Аркадий Инин о фильме говорить отказался из суеверия, а вот о том, что происходит с чувством юмора страны, высказался с удовольствием.

— Аркадий Яковлевич, сценарист Виктор Мережко назвал вас «социальным утешителем», а сатирик Михаил Мишин поведал, что вы абсолютно все фильмы смотрите до конца...

— Я не теряю веры в человечество. И досматривая фильм, думаю: ну не такой же автор идиот, каким кажется в начале. Наверное, в конце что-то произойдет. Кроме того, я ведь кино смотрю и профессионально: всегда есть надежда на неожиданный сценарный ход. Его можно будет спереть.

— Удавалось спереть что-то стоящее?

— Удавалось. Но этого я не расскажу ни за что!

— А какие картины в последнее время на вас произвели впечатление?

— Из последних фильмов мне нравится «Аритмия» и трогательно-смешной фильм Карена Оганесяна «Жизнь впереди». Из спортивных картин — «Движение вверх» — крепкий фильм, рассчитанный на коммерческий успех, так что я на нем не всплакнул. А вот на«Легенде № 17» слезы иногда наворачивались. А номинированная на «Оскар» «Нелюбовь» Звягинцева не понравилась.

— А бывает, что на ваших собственных фильмах у вас возникает желание всплакнуть?

— Я человек сентиментальный. Сколько раз смотрел картину «Однажды двадцать лет спустя», глаза всегда были на мокром месте в эпизоде, где Гундарева своей девочке, над которой дети смеются из-за того, что вся их большая семейка в обносках ходит, шьет платье Снегурочки. А ведь я знаю наизусть каждый поворот головы Наташи, каждое ее слово, мизансцену.

Фильм «Чудотворная»: смех и слезы Фильм, снятый по сценарию Аркадия Инина / Кадр из фильма «Одиноким предоставляется общежитие»

— Старый КВН, «Голубой огонек», Кабачок «13 стульев». Над чем вы смеялись в те годы, когда шли эти передачи?

— Над тем же, над чем смеются сегодня — над глупостью, жадностью, отношениями в семье и с властью, отношениями между мужчиной и женщиной. Но тогда ведь была возможность для сатиры, которая всегда построена на намеках, аллюзиях. И, конечно, наши умы — и авторов и читателей — оттачивала цензура. На то и щука, чтобы карась не дремал. Сегодня о сатире бессмысленно говорить, потому что то, что «утром — в газете, вечером — в куплете». По телевизору прямым текстом говорится, что этот депутат — жулик и ворюга, а тот — педофил и чуть ли не убийца. А когда все известно и в лоб, для сатиры не остается места. Зато место остается для юмора. Но юмор сегодня у нас глубоко внизу. Потому что для того, чтобы разобраться в юморе выше пояса, в тонком, интеллигентном, зрителю нужно время.

В сегодняшней рыночной экономике времени ни у кого нет. Раньше мы работали с 9 до 18, потом приходили на кухню и вечерами «поливали» советскую власть, радовались намекам Райкина или Хазанова, смакуя, разбирали нюансы их выступлений. И, например, радостно догадывались, что, произнося «сисимасиськи», Брежнев имел в виду слово «систематически», а «сосиськи сраные» — «социалистические страны».

Сегодня для этих догадок времени нет: пашем на двух-трех работах, домой возвращаемся в одиннадцать вечера, падаем на диван и говорим телевизору: «Нам, пожалуйста, смешно и по-быстрому!» А «по-быстрому» означает «не думать». По-быстрому, значит, чтобы на экране сломали ногу, с кого-то упали штаны и так далее. И никто в этом не виноват. И авторы не стали тупее! Просто нужно либо писать вот эту муть, либо уходить из профессии, потому что все остальное по-быстрому не воспринимается.

— Как думаете, все эти комедийные формы, типа «Камеди Клаба» или Stand Up, скоро схлынут, как пена?

— Ни в коем случае! Stand Up я впервые увидел лет сорок назад во время поездки в Америку. Шел 1976 год, приехали мы на кинофестиваль в Филадельфию. Большая делегации наших — Шура Ширвиндт, Витя Мережко, Лида Шукшина, Михаил Швейцер… И американские хозяева нас повели в клуб, пообещав, что мы увидим нечто, чего раньше никогда не видели. Приходим в прокуренный клуб, а нам и говорят, что эта новинка называется stand up.

На сцене появляется тощий, вихляющий задом ведущий и кричит: «Привет, Бобби! Ты опять с этой жирной телкой?!» Мы, советские люди, вжимаемся от стыда в кресла, а хозяева ржут, совершенно счастливые: «Видали?!». А мы не знаем, что делать. А шоумен продолжает: «Вот эти сиськи, зачем они ей нужны, Бобби?» И от счастья умирают все, и Бобби с телкой, над которыми он издевается, в том числе, и наши хозяева американские. Только мы со стыда сгораем. И вот через сорок лет я увидел «Камеди Клаб» у нас, с теми же шутками.

Этот юмор процветает во всех странах — Америке, Канаде, Франции… И у нас, живущих в стране Достоевского и Пушкина, надежды, что он загнется, нет никакой. Все будет глупее и тупее. Это всемирная ситуация рыночной экономики. Вы еще не были в подобных клубах Германии или Австрии, на фоне которых наши падающие штаны — высоко интеллектуальная акция! Поймите: так не бывает, чтобы общество было рыночным, носило американские джинсы, глотало американские бургеры, ездила на американских машинах, а культура вдруг была бы не рыночная. Нет, все на продажу! И народ ведь очень доволен. Люди хохочут и радуются. И потому авторы будут писать на этом же уровне, зрители будут опускаться еще ниже, а авторы будут вынуждены опускаться за ними — бесконечная история падения. Но — спокойно! Все равно останутся и Жванецкий, и Гергиев, и Мацуев… и у них всегда найдется своя аудитория.

Фильм «Чудотворная»: смех и слезы Фильм, снятый по сценарию Аркадия Инина / Кадр из фильма «Однажды двадцать лет спустя»

— Ну, хватит о пошлом юморе. Давайте лучше о женщинах, ведь все ваши фильмы — о них. Вы и сами 58 лет (!) прожили с одной женщиной. Не поделитесь секретами семейного счастливого долголетия?

— Тут требуется терпение. Во всем. Я женился в 1960 году на пятом курсе института, жена училась со мной. На нашу студенческую свадьбу в Харьков приехала из Курска теща, которую я никогда не видел, и привезла по тем временам чудо-чудное — парадные чехословацкие туфли. Их можно было увидеть только в кино, и где их теща достала, я не знаю. Туфли чудовищно жали в мысках. Но я пошел в них в ЗАГС, потом танцевал на свадьбе. А когда вечером сбросил, то увидел окровавленные пальцы. Оказалось, что внутри были жесткие картонные вставки, державшие форму, которые я по неопытности не вынул. Но я не мог же сказать: «Дорогая теща, ваши туфли жмут. Я вместо них надену свои стоптанные скороходовские». Так я впервые понял, что терпение — главное в семейной жизни.

— А часто вы жене на ее просьбы отвечаете «нет»?

— Никогда! К примеру, если жена говорит: «Давай купим шубу», — я отвечаю: «Давай». Она: «А деньги?» Я: «А денег нет». И моя жена — не дура, она знает, что денег сейчас нет, и постепенно ее желание рассасывается само собой. А представьте обратную картину. Она: «Давай купим шубу». Я: «Какую шубу?! Откуда у нас деньги?!» И вот уже скандал! А скандалов, как и споров, я избегаю. Вот моя жена считает, что до золотой свадьбы и дальше нас довел только один справедливый и терпеливый человек — она сама. И я с ней соглашаюсь!

— Стоит ли женщине знать о похождениях мужчины, если таковые имеется?

— Я не верю в легенду, что если рассказать женщине всю правду, то будешь прощен. Лукавство! Женщина может забыть, промолчать, затаиться, но простить — не сможет никогда. Все равно припомнит.

— Где вы подсматриваете черты своих героинь? У жены, конечно?

— Конечно. У меня выходит уже пятая «Женская юмористическая энциклопедия от А до Я»(«Женщина и все остальные». — «ВМ»), и я постоянно слышу вопрос: «Откуда ты так хорошо знаешь женщин?» Начинаются подозрения в нежно-радостных отношениях с артистками и прочими дамами. Но у меня железная отмазка: «Как в капле воды отражается весь мировой океан, так и все женщины мира отражаются в моей жене».

Фильм «Чудотворная»: смех и слезы Аркадий Инин с женой Инной / Фото: Из личного архива.

— А ваш любимый анекдот про женщин?

— Есть такой. «Четыре стадии здоровья еврейской жены. Больна. Очень больна. Смертельно больна. Вдова».

— Вы много путешествуете...

— Все гонорары трачу на путешествия. Никаких других страстей у меня нет — ник рыбалке, ни к охоте, ни к автомобилю. Обожаю круизы океанские. Но чтобы с комфортом — я ни в коем разе не Федор Конюхов! Попадал и в шторм восьмибалльный — огибали Испанию. Почти весь корабль лежал в лежку. А я, к счастью, передвигался, держась руками за стенку. И если посмотреть на карту — от Аляски до Новой Зеландии, от Шпицбергена до Южной Африки — побывал везде. Остался в восторге от древней культуры Непала! Особое наслаждение — встречать на вершине горы Аннапурна фантастический рассвет. А в этом году был в джунглях Амазонки — тоже потрясающее зрелище: в одном месте сливаются, не перемешиваясь, воды двух рек. Справа — темная, слева — светлая. Настоящая «Кровавая Мэри»!

— А в Москве какие ваши любимые места?

— Люблю московские уголки, чудесные арбатские переулки, Тверской бульвар. Я по своей сути урбанист — без звона трамвая под окном уснуть не могу, и лучше всего себя чувствую где-нибудь на вечно бегущей в ночи Тверской или Садовом. Или на Манхэттене, где все кругом орут, и вокруг — небоскребы. А я, как поет Вилли Токарев, маленький такой. Посреди всего, что создано человеческим умом и руками, чувствую себя властелином. А на одинокой тропинке в лесу печалюсь: «Боже, какая-то я песчинка в этом мире!» Ну, и прочая фигня приходит в голову. Поэтому-то и пишу сценарии, одновременно разговаривая по телефону и глазом кося на экран телевизора, где идет чужой сериал. И мне совершенно не нужно, чтобы вокруг все ходили бы на цыпочках. Нет, пусть радио грохочет, дети бегают и дергают меня за нос, это меня всегда радовало.

— Ну, а изменения, которые происходят со столицей, радуют?

— Мне очень нравится, что растет метро. Это великое дело. Когда появляется в районе метро — совершенно новая жизнь начинается, неоднократно наблюдал. Например, девушки могут спокойно без автобусов-трамваев ночью возвращаться домой. А это очень важно, когда наши девушки — в безопасности по вечерам.

— Что бы вы, человек пишущий, спросили сами у себя?

— Ничего. Во мне нет журналистской любознательности. И на самом деле я по жизни — молчун. Если еду в поезде один, без знакомого попутчика, то беру не СВ, что мне положено, а купе. Потому что в СВ я остаюсь вдвоем нос к носу с неизвестным человеком, и с ним надо разговаривать. А я больше всего ненавижу разговаривать. А в купе — четверо пассажиров, можно тихонечко лечь и носом — в стенку. Хотя меня это мое качество огорчает. Потому что у сценариста из разговоров с людьми, из встреч вырастают сюжеты.

— Чего нашему современному кино, с вашей точки зрения, не хватает?

— Говорю же: денег. Потому что когда говорят, что нет талантов — это вранье, таланты всегда есть. Но если говорим в контексте старого кинематографа, который мы исповедовали, то я могу повторить слова Феллини, которого однажды спросили, почему он не снимает. А он ответил: «Мой зритель умер», — не имея в виду, конечно, физическую смерть. Нашему кино тоже не хватает советского думающего зрителя, для которого кино было всегда праздником. Но такое сегодня во всем мире — основным посетителям кинотеатров от 14 до 23 лет. Меня часто спрашивают, почему вы снова не напишите, к примеру, «Одиноким предоставляется общежитие»? Скажите, ну зачем этим детям оно надо? Им по возрасту совершенно не интересна сваха, которая сватает сорокалетних людей. Их интересует экшен: если на экране говорят больше минуты, они уходят из зала. Каков зритель, такое и кино. Киноиндустрия ведь тоже должна как-то собирать деньги. В советские времена она существовала, потому что это была другая планета. Кроме культурного уровня, который был неизмеримо выше, была еще и задача государства не опускаться ниже пояса. Думаете, в те годы не знали, что у зрителя полно низменных чувств? Все знали, что люди хотят «клубнички», что всем интересно, кто с кем спит и на кого покажет ДНК. Но руководители советской культуры не шли по этому пути, а наоборот, с него уводили. Не опускались до зрителя, а старались говорить о высоком. Это была общая задача Культуры.

— Ваши любимые писатель, поэт, режиссер.

— Ну, много… Булгаков, Ильф и Петров, Марк Твен, О. Генри, поэт — Саша Черный… Кинорежиссеры — Феллини и Рязанов.

— А напиток?

— Если любимых творцов у меня — с полсотни, то с напитком очень просто: водка, только водка, и ничего, кроме водки!

ДОСЬЕ  

Аркадий Гуревич родился в 1938 году в Харькове. Псевдоним Инин (ставший официальной фамилией) взял в честь своей единственной жены Инны Ивановой. Написал сценарии более чем к сорока фильмам, среди которых «Одиноким предоставляется общежитие», «Однажды двадцать лет спустя», «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди», сериалы «Утесов. Песня длиною в жизнь» и «Маяковский. Два дня». Автор трех десятков книг.  

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.