Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Кнопки счастья. Какие трансформации ожидают телевизор в будущем

Общество
Кнопки счастья. Какие трансформации ожидают телевизор в будущем
Самые большие потери понесла трансляция художественных фильмов — за эти годы их аудитория сократилась на 11% / Кадр из фильма «Молитвы за Бобби»
Телевизор для одних давно стал "зомбоящиком", а для других - окном в мир, без которого они не представляют жизни. Эксперты же говорят, что телевидение скоро ждут большие перемены.

Социологи расспросили жителей России — смотрят ли, любят ли, насколько доверяют телевизору. Как выяснилось, смотрят. Невзирая на то, что сейчас принято козырять фразой: «Я телевизор не включал с … года». И хотя количество ежедневно глазеющих в волшебный ящик за 10 лет сократилось с 72 до 67%, в прошлом году их армия даже чуть подросла (на 6%). Слегка увеличилось число людей, смотрящих телевизор пару дней в неделю (с 7 до 11%), и, наоборот, примерно на то же число уменьшилось (с 15 до 12%) количество тех, кто уделял ему еженедельно 3–5 дней.

Самыми преданными почитателями голубого экрана ожидаемо оказались люди пенсионного и предпенсионного возраста (89% и 79% соответственно). Полностью его игнорируют 11% молодежи (возраст 18–30 лет), однако 43% той же самой молодежи смотрят, оказывается, телевизор каждый день.

Что касается тематики просмотров, то популярность упала практически у всех жанров, за исключением общественно-политических программ (в 2008 году их смотрели 16% россиян, сейчас — 18%). Неизменной (на уровне 27%) осталась аудитория телесериалов, спортивных передач (24%), авторского (16%) и образовательного (13%) ТВ.

Самые большие потери понесла трансляция художественных фильмов — за эти годы их аудитория сократилась на 11% (теперь кино по телику смотрят лишь 53% наших сограждан), а также телепостановок и всевозможных ток-шоу (по 8%). Что, в общем-то, понятно: зачем смотреть кино, чертыхаясь каждые 15 минут на прокладки с колбасой, если в сети можно посмотреть то же самое без оных? Ну а в ток-шоу за эти годы уже чего только не обсуждали — с новизной, стало быть, явные проблемы. Да и приедаются, наверное, со временем чужие истерики, даже самым отчаянным скандалистам.

Смерти нет

Так или иначе, но фраза «Я телевизор не смотрю» произносится людьми все чаще. Означает ли это закат великой ТВ-эпохи или просто смену вариантов просмотра?

— Я думаю, тут несколько тенденций работает одновременно, — объяснила «ВМ» Марина Михейкина, доцент кафедры культурологии ВШК МГУКИ. — С одной стороны, выросло поколение, для которого интернет заменил все. Я много работаю с молодежью, и на мой вопрос, смотрят ли они ТВ, все отвечают «нет». Среднее поколение не верит теленовостям и тоже предпочитает узнавать обо всем в интернете. Так что у телевизоров остаются лишь зрители предпенсионного и пенсионного возраста. Возможно, когда состарится нынешнее среднее поколение, оно вернется к ТВ — например потому, что с возрастом им будет сложно разбираться в обновлениях. Но если этого не случится, боюсь, век телевидения недолог. Но никакой трагедии тут нет: телеканалы просто переселятся в интернет. У сети ведь главное преимущество в возможности выбирать, а ТВ сейчас совсем неинтересное, большинство программ по уровню — ниже табуретки. Поэтому если ТВ не переформатируется и не привлечет к созданию программ умных и образованных людей, их и пенсионеры перестанут смотреть.

Сторонние наблюдатели уверены, что в этом «ниже табуретки» виноваты отнюдь не современные Митрофанушки от тележурналистики, а сами зрители.

Ведь то, что показывают людям в прайм-тайм, эти же люди когда-то и выбирали:

— Есть такая компания — «Медиаскоп», не так давно она получила статус основного федерального медиаизмерителя, — объясняет Яна Бельская, главный редактор профильного интернет-портала «Кабельщик». — Ее сотрудники собирают данные по аудитории центральных, платных и тематических каналов в 29 городах и России в целом, на основе чего потом и формируют свои сетки телеканалы. Данные собирают с помощью пиплметров, специальных телеприставок, установленных в семьях (семьи подбираются так, чтобы получить весь социальный срез общества). Параллельно с «Медиаскопом» на той же ниве работают еще несколько компаний, которые используют чуть другие методики. Например, измеряют весь телепросмотр IPTV-провайдеров: у этих компаний есть возможность получать буквально поминутный расклад по каждому абоненту кабельных сетей — что и в каком количестве он смотрит. Так вот, их данные по большей части подтверждают измерения «Медиаскопа». И это объективная реальность, которая наверняка кем-то будет истолкована как зрительская деградация. Но вы же понимаете, что говорить об этом вслух — значит оскорблять зрителя. Люди имеют полное право смотреть все, что им нравится.

Получается замкнутый круг: люди смотрят отстой, потому что сами же его и выбирают. Когда его качество начинает зашкаливать, самые нервные уходят в интернет, а самые стойкие продолжают выбирать отстой, диктуя политику телеканалам. При этом сбежавшие в виртуал гордо декларируют окружению, что ТВ больше не смотрят, хотя по большому счету продолжают это делать. Пусть и несколько иначе:

— Не смотреть телевизор и гордиться этим действительно стало модно, — соглашается Яна Бельская. — Но когда начинаешь расспрашивать таких людей подробнее, выясняется, что либо они смотрят все что надо через интернет, либо просто хотят таким образом подчеркнуть, что перестали смотреть федеральные телеканалы. Спросите этих людей о последнем просмотренном фильме (а лучше сериале, потому что в кино его не увидеть), и они непременно назовут какую-нибудь «Игру престолов» или «Ходячих мертвецов». Просто для понимания: у нас есть совершенно потрясающие телеканалы вроде Fox, Sony, Paramount и других, которые показывают совершенно потрясающие, дорогие, очень крутые, хорошо снятые сериалы. В том числе и вышеприведенные. То есть все эти «отказники» по сути, потребляют тот же телеконтент, но просто чуточку иначе.

Именно поэтому, считает телеэксперт, говорить об умирании телевидения совершенно неправильно:

— Это не смерть, это трансформация. От обычного прямого показа ТВ переходит к интерактивному. Люди уже вовсю пользуются функциями «запись» и «таймшифт», которые позволяют поставить эфир на паузу, перемотать любой момент или досмотреть передачу потом, сами формируют сетку передач и так далее. Но в любом случае они потребляют телепродукт. Я не устаю повторять телевизионщикам: «Ребята, что бы мы ни говорили о технических изменениях ТВ, обо всех этих HD, AVCHD, новых способах доставки сигнала и т.д., мы все равно говорим о контенте, который потребляет человек». И в этом смысле, конечно, никакой смерти нет. А есть более разнообразные способы потребления этого самого контента, за счет которых, кстати, количество «телесмотрения» в день у людей как раз выросло.

Выросло — не то слово. В 1954 году (год рождения нашего первого цветного телевизора «Радуга») человек в среднем проводил у экрана 1час 15 минут. Спустя полвека с лишним — уже 11 часов 12 минут, если учитывать экраны не только телевизионные, но и планшетные, мобильные и все остальные. Мы идем по ссылке, присланной по соцсети, и даже не подозреваем, что потребляем телепродукт. Мы смотрим онлайн-трансляцию футбольного матча в интернете, и в итоге — без переключения каналов, без нажимания кнопок на пульте — получаем его же. Если раньше, чтобы посмотреть сериал, нам надо было дождаться, когда телеканал, купив фильм у производителя, включит его в сетку вещания и растянет просмотр на месяцы и годы, то сегодня мы получаем контент напрямую — все серии сразу, в любое удобное время на любом экране, начиная со смартфона и заканчивая телеприемником. И это тоже — телевидение.

В общем, наша зависимость от телевизора никуда не делась. Она просто приобрела новые формы. Хотя и старые привычки из нас еще долго не вытравить. Ведь за эти десятилетия телевизор стал для нас не только окном в мир и поставщиком новостей, он стал членом семьи. С ним разговаривают, на него обижаются, о нем заботятся. Когда-то, на заре телевизионной эры, к нему даже ходили в гости, приодевшись, как и положено для таких визитов. Сегодня он уже редко сплачивает вокруг себя знакомых и незнакомых. Зато служит отдушиной для одиноких людей, у которых работает в режиме фона с утра до вечера, создавая иллюзию людского присутствия. Телевизор растягивает нам память до чудовищных размеров, загружая в головы массу сведений, о которых мы бы и знать не знали, не будь в доме электронного гуру. А еще — он нас дрессирует. Прямо как мышек в известном опыте с «кнопкой удовольствия». Только у нас этих кнопок не одна, а целых десять. И мы жмем на них до бесконечности, пока центр удовольствия не скажет: «Стоп! Вот оно — счастье!».

Кнопки счастья. Какие трансформации ожидают телевизор в будущем Городские власти проводят эксперимент: сигнал с камер видеонаблюдения, установленных около жилых домов и в подъезде, передается по единому каналу связи на один из свободных каналов в телевизоре. / Фото: Антон Гердо, «Вечерняя Москва»

Эффект присутствия

То, что кнопочный рефлекс не отпустит нас еще очень и очень долго — это, как говорится, и к гадалке не ходи. Ведь очередные стимулы — уже на подходе. В самой ближайшей перспективе нас ждут новые технологии распознавания речи (автоматические субтитры, а впоследствии и автоматический перевод видеоконтента на любой из желаемых языков), новые системы навигации (управление телевизором с помощью жестов или голоса) и даже новые виды рекламы. Она станет не только адресной, но и действенной. В том смысле, что получить разрекламированное мы сможем чуть ли не мгновенно. Приглянулись нам, скажем, туфельки, что мелькнули на героине в одном из эпизодов. Наводим курсор на обув ку, узнаем, в каком магазине их можно заказать по лучшей цене, кидаем туфли в корзину, и — вуаля! — к вечеру они уже красуются в нашей прихожей. Или смотрите вы, скажем, какой-нибудь «Кулинарный поединок»: картинка есть, а вкуса нет. Кликаете мышкой куда следует, и вот уже ваша мультиварка (или что там придет ей на смену), загрузившая на борт понравившийся рецепт, вовсю корпит над его реализацией.

И это мы еще не вспомнили про качество изображения!

— Думаю, что третья телереволюция (после собственно появления ТВ и начала трансляции в цвете) уже на подходе. Я имею в виду голографический эффект (не путать с 3D-технологиями), — рассказал «ВМ» историк науки Сергей Александров. — Это то, над чем сейчас активно работают во всем мире и что (это ясно уже абсолютно всем) будет реализовано в самое ближайшее время. В процессе, конечно, всплыли определенные сложности, которые пока никак не могут победить (например, прозрачность картинки или невозможность поместить зрителя внутрь действия), но это временные и явно преодолимые трудности. Второе, что уже давно предсказано, но пока не реализовано, — это воздействие на органы чувств. Например, добавление к изображению запахов или (при просмотре триллеров и фильмов ужасов) инфразвука, который во всех смыслах заставит сердце стучать сильнее. Тут тоже есть пока масса технических проблем, но люди работают, и, думаю, их труды рано или поздно принесут плоды.

К слову, в дорожных картах развития ТВ Китая и Японии годами запуска голографического вещания значатся 2025–2030 годы, то есть ждать действительно осталось недолго.

Примерно этот же срок уйдет на создание телевизионных экранов размером со стену. И речь не о больших дисплеях, подвешенных туда на манер ковра, а о подобии гигантских порталов в тот параллельный мир, который вы выберете.

«К 2024 году полоса вещания будет достаточной для того, чтобы на каждом квадратном дюйме стен вашего дома было по видеопотоку, — предрекает Дейв Эванс, главный футуролог американской компании Cisco Systems, специализирующейся на разработке сетевого оборудования. — Семейный просмотр примет совершенно новое значение. В субботний вечер вы сможете в буквальном смысле виртуально сидеть со всей вашей семьей и смотреть что-то одно — с дочкой в Австралии и внуками в Америке. Сегодня мы воспринимаем видео как нечто, что можно включить и выключить, но уже спустя несколько лет ваши родители и дети смогут быть с вами постоянно, и вам достаточно будет просто пройтись вдоль стены, которая выступает порталом, чтобы остановиться и сказать им «привет».

Сблизит ли нас этот новый дивный мир или разделит еще больше, покажет время. Оно же в итоге рассудит и почти уже вековой спор между поклонниками телевидения и его противниками. И победа первых, кстати, отнюдь не обязательна. Вполне возможно, что измученное цифровой виртуальностью человечество в итоге выберет возврат к живым истокам. Как это было уже не раз — в случаях с натуральными тканями, органической едой, чистой водой, свежей травой…

Так что не будем пессимистами, а лучше запасемся поп-корном и устроимся поудобнее в ожидании грядущей развязки.

ДЕНЬГИ ИЗ ВОЗДУХА

Интернет-домен .tv, в котором любят регистрироваться сайты телеканалов, принадлежит государству Тувалу. Его правительство получает за право использования домена больше 4 млн долларов в год — пятую часть всех доходов страны.

НЕСБЫВШЕЕСЯ

Согласно программе развития советского телевидения, утвержденной в 1984 году до конца XX века, к 2000 году список программ всесоюзного вещания должен был составить целых 4 канала, один из которых работал бы круглосуточно.

КСТАТИ

Согласно исследованию, проведенному в 2008 году учеными шотландского Университета Данди, взрослым людям старше 55 лет, выросшим во времена черно-белого ТВ, чаще всего снятся «монохромные» сны, тогда как тем, кто рос в эпоху цветного кино и телевидения, практически всегда снятся сны цветные. Такие же результаты показали исследования, проведенные в 2011 году Американской ассоциацией психологов.  

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.