Как Туринская плащаница могла оказаться подделкой
Туринская плащаница, четырехметровое полотно, в которое, по преданию, было завернуто после смерти тело Иисуса Христа, оказалось подделкой. Об этом сообщили исследователи из Италии и Великобритании.
Вывод был сделан учеными на основании устроенного ими следственного эксперимента: они сымитировали на манекене струйки крови, стекавшие по телу Христа в соответствии с его ранами, и они не совпали с пятнами на плащанице. Иными словами, анализ отпечатков крови на плащанице показал, что их не могло оставить завернутое в ткань тело. К такому выводу пришли судмедэксперт-антрополог Маттео Боррини из Ливерпульского университета в Великобритании и специалист в области псевдонауки, химик-органик Луиджи Гарлашелли.
Как известно, Туринская плащаница — христианская реликвия, представляет собой четырехметровое полотно, в которое, по преданию, было завернуто после смерти тело Иисуса Христа. Часть верующих убеждена, что на плащанице — отпечатки лика и тела Христа, и потому она ценится как одна из важнейших реликвий христианства. Считает ее подлинной и часть церковных деятелей. Другая часть публики относится к реликвии скептически, отчего периодически и возникают споры вокруг нее.
В 1898 году, когда плащаница была выставлена на обозрение, фотограф-любитель Секондо Пиа сделал ее снимки, и обнаружил на негативах человеческий лик. Именно после этого плащаницу начали активно исследовать, и делали это уже не раз, но самые тщательные анализы стали возможны лишь в конце минувшего века. При этом к единому мнению эксперты так и не пришли. Но вот новое исследование: итальяно-английское. И результат, претендующий на сенсацию и "подрыв основ". Пока, впрочем, даже не определено, чем наносились на ткань "следы крови" и она ли это вообще, но в веществе точно установлено наличие оксида железа.
Что же смутило ученых на этот раз? Они выяснили, что часть отпечатков могло оставить тело, но не лежащее, а стоящее, а часть следов потеков крови вообще не могли оказаться там, где оказались. Например, внимательно изучив течение коротких струек крови на тыльной стороне левой руки и около раны от копья на груди, ученые пришли к мнению, что несоответствие в данной ситуации - стопроцентное. А именно: он могли появиться только в том случае, если кровь вытекала под углом в 45 градусов, что в случае с тело лежащим попросту невозможно.
"Угол между плечом и телом должен составлять больше 80 и меньше 100 градусов, чтобы ручейки крови перетекали с запястья к локтю и на наружную часть предплечья, как это видно на плащанице" — заявляют исследователи.
Словом, началась новая полна обсуждений, но точка в "деле Туринской плащаницы" опять так и не поставлена. Несомненно, что скандальное заявление ученых вызовет новый бум интереса к плащанице, и мы решили напомнить ее историю.
Итак, считается, что в ткань, которую мы знаем под названием "туринская плащаница", Иосиф завернул тело Христа, снятое с Креста. Причем эта деталь - погребение Христа завернутым в полотно после умащивания его тела маслами, описана во всех Евангелиях. Реликвия хранится в Турине, в храме Святого Иоанна Крестителя уже более четырех веков.
Стоп. Но почему - четырех? А дело в том, что долгое время о Плащанице никто ничего не слышал. А вот спустя несколько веков полотно было обнаружено. Но почему?
Православные историки с легкостью дают ответ на этот вопрос. По преданию, плащаницу - ту самую - хранил апостол Петр. Поскольку последователей Христа преследовали, свои реликвии христиане предпочитали прятать подальше, соответственно и плащаница была сокрыта от глаз людей долгие века. Ее передавали из рук в руки самым верным последователям учения Христа до тех пор, пока император Константин не провозгласил христианство религией свободной. Опять же по преданию, плащаницу хранила в то время сестра Константина, Пульхерия.
Позже реликвию хранили в Иерусалиме, есть также упоминание о перемещении плащаницы в Константинополь. Но в XIII веке, Плащаница исчезла из монастыря Пресвятой Марии. Впрочем, этол тоже можно объяснить - в это время совершали свои нашествия крестоносцы, очевидно святое полотно спрятали, и обнаружилось оно - по крайней мере в источниках - только спустя сто с лишним лет, в 1353 году, когда некто Жеффруа де Шарни выставил полотно своих владениях. Спустя еще сто лет плащаницу перевезли в королевские владения Людовика I , причем когда сто лет спустя дворец охватил пожар, лик на плащанице не пострадал. В Турин полотно попало в 1578 году. Хранение реликвии там было благословлено Святым Карлом. Плащаницу хранили в недоступном для людских глаз месте, под охраной и в особых условиях - под пуленепробиваемым стеклом. Когда разразился неожиданный пожар, помещение, в котором она находилась, выгорело до тла. Но пожарный, который оказался рядом с плащаницей, умудрился разбить стекло и забрать ее - таким образом она опять не пострадала. Что интересно, стекло проходило неоднократную проверку на площадь и не могло поддаться силе человека. но сам пожарный описывал состояние как "ощущение невероятной силы, вдруг взявшееся как из ниоткуда".
- Обратите внимание на любопытную деталь, - рассказывает историк Антон Воробьев. - Считается, что человечество раз в сто лет проходит опеределнный виток развития, возвращаясь на новом уровне к неким реперным точкам прошлого. Так и с плащаницей та же история: какие-то приключения с ней, равно как и инсинуации, происходят раз в сто - сто двадцать лет. Последний всплеск всемирного интереса к плащанице возник в 1898 году, 120 лет назад, когда благочестивый Секундо Пиа получил разрешение на ее фотографирование. Так ему явился при проявке пленки не негатив, а сам снимок. Он пребывал в изумлении, осознал происходящее как чудо. Но мы в чудо верим с трудом. С тех пор ее исследования и ведутся.
По итогам спектроскопии ткани был сделан вывод - зримый образ не может быть рукотворным рисунком. Повреждения ткани были связаны с пожарами, которые не раз бушевали вокруг плащаницы, а физики и биохимики утверждали, что местами ткань была окрашена кровью человека. Потом между волокнами ткани нашли пыльцу растений, которые растут только там, где, по преданию же, находилась Плащаница, а само полотно, установила экспертиза, было соткано в I веке нашей эры, называлось "дамаск" и стоило довольно дорого. Впрочем, Иосиф был не бедным человеком.
Ученые также доказали опытным путем, что кровь IV появилась на плащанице раньше образа, а анализ крови и отпечатков показал, что тело того, кто был завернут в плащаницу, было покрыто тканью не более трех суток.
- Предыдущие исследователи полотна выяснили, что тело - если верить отпечаткам - было попросту садировано перед смертью. Его просто исполосовали ударами бичей. Насколько я знаю, отпечатки, сделанные головой этого человека, совпадают с теми, что могли оставить раны от тернового венца. Шипы венца пробили кожу Спасителя, очевидно и сосуды головы, он истекал кровью, и мучения его были ужасны. Обнаруживали на плащанице и следы от гвоздей, которыми была прибита к Кресту левая рука Спасителя, - рассказывает Антон Воробьев. - А правая на отпечатке не видна, ибо была просто прикрыта левой. Если плащаница и подделка, то я просто не представляю, каким уровнем мастерства нужно обладать, что бы сделать такое!
Споры относительно истинности полотна велись, как уже говорилось, не один год, весь последний век - особенно настойчиво. Кто-то называет ее Пятым Евангелием, а кто-то - уловкой церковников, кто-то жадно рассматривает образ, восстановленный по контуру силуэта на Плащанице, а кто-то жаждет раскрытия подоплеки чуда.
- Думаю, новая волна обсуждений неминуема. Все же плащаница - святыня христиан. Но если вы вспомните, в этом году была новая волна нападок на таинство сошествия священного огня на Пасху. Мне кажется, новые "разоблачения" плащаницы - из этой же серии. Сейчас в мире неспокойно, и очень для многих крайне важно расшатать устои христианства, а сделать это проще всего обращаясь к реликвиям, ведь если нет чуда - то нет и веры в него, - рассуждает Антон Воробьев. - Хотя я думаю, даже если будет проведено сто опытов, и они с убедительностью докажут факт подделки полотна, верующие отринут все сомнения и доказательства и будут все равно верить, что перед ними - бесценный артефакт, ставший святыней.