Сценарист Илья Тилькин: Такой истории как в «Сталинграде» вы еще не видели
«Вечерняя Москва» поговорила со сценаристом Ильей Тилькином о фильме «Сталинград», который выдвинут от России на кинопремию «Оскар».
– Илья, как вы работали над сценарием?
– Работали мы долго. Сейчас, в эти дни, как раз исполняется пять лет, когда впервые об этом проекте зашла речь. И работали мы по-разному. Сначала была идея экранизировать часть романа Василия Гроссмана «Жизнь и судьба». Но в какой-то момент стало неловко перед Сергеем Владимировичем Урсуляком – он делал свою экранизацию этого романа. А с другой стороны обнаружился такой уникальный материал на основе которого можно было сделать оригинальную историю. Она так придумалась интересно, что мы решили сделать что-то свое.
– В основе сюжета – история Дома Павлова?
– Дом Павлова – это такая рифма. Таких домов в Сталинграде было сотни. Самый известный из них – Дом Павлова. Но речь в фильме не о нем.
– В чем главная сюжетная коллизия? Оригинальность замысла?
– Не могу ничего разглашать. Связан контрактами. Пусть люди посмотрят. Скажу одно – такой истории как в «Сталинграде» вы еще не видели. Такого не было. Это не похоже ни на что. Совершенно оригинальная сюжетная история – новая, свежая. Такого еще не было.
– Мы заинтригованы. А вы сами видели отснятый материал?
– Я видел фильм. Сам позавчера посмотрел на закрытом показе в Петербурге. И я очень впечатлен. Мне кажется это серьезная, большая работа. Большое кино.
– А в чем – сильное впечатление?
– Во всем. Эта история мощная со всех точек зрения. Это кино, которое надо посмотреть.
– Как люди реагировали на просмотре? Может быть была особая тишина или кто-то плакал?
– Люди реагировали очень эмоционально. Кто-то плакал. Кому-то стало плохо. Это при том, что зал был профессиональный. Там собрались киношники, директора кинотеатров.
– Как вы оцениваете шансы «Сталинграда» на «Оскар»?
– Я надеюсь, что картина будет в шорт-листе.
– Сценарий вы писали в соавторстве с Сергеем Снежкиным?
– Мы не пересекались в работе. Сергей Снежкин подключился, когда уже начинались съемки. Низкий ему поклон.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Владимир Мединский, министр культуры:
– На «Оскар» от России выдвинут фильм «Сталинград» Федора Бондарчука. Мощное кино. Достойный выбор.
Виктор Матизен, кинокритик:
– Я сам картину еще не видел, но убежден, что наш Оскаровский комитет сделал правильный выбор. За последний год у нас вышло много достойных картин. Но получить «Оскар» есть шанс только у «Сталинграда». Этот фильм сделан в формате IMAX. Первые зрители картины говорят, что это замечательное зрелище, там хорошо выписаны характеры. Шансы у него реальные. Лично мне интересно, есть ли там новый взгляд на войну. Понятно, что трехмерный ужас гораздо сильнее, чем двухмерный. И погружение зрителя будет гораздо большее. Мне в военных фильмах всегда не хватало показа противоположной стороны. Важно, чтобы в фильме был взгляд на войну с немецкой стороны.
ДОСЬЕ «ВМ»
Илья Тилькин родился в 1970 году в Санкт-Петербурге.
Закончил Музыкальное училище при Санкт-Петербургской консерватории, несколько лет работал в оркестре.
С 1991 года работает на телевидении. Как автор и режиссер создал более пятнадцати телевизионных документальных фильмов, прошедших в эфирах федеральных каналов.
С 1998 года – главный режиссер Санкт-Петербургского филиала телекомпании НТВ.
В 1999 году закончил Санкт-Петербургскую Академию Театрального искусства им. Н. Черкасова (мастерская В.Н. Григорьева).
Театральный режиссер, драматург и композитор: автор пьес "Овощи" и "Reload/Перезагрузка", лауреат конкурса "Современная пьеса" II Всероссийского театрального фестиваля "Пять вечеров" им. А. Володина.
Автор музыки к спектаклям «День рождения Синей Бороды» (Театр им. Маяковского), «Последние страницы из дневника женщины» (Театр на Покровке), «Лист ожидания» (Театр им. Маяковского).
ФАКТЫ
События в картине разворачиваются в 1942 году на оккупированном немецкими войсками берегу Волги. Советские войска отступают, но нескольким солдатам удалось перебраться на берег противника.
Они укрываются в доме, где встречают девушку, не успевшую покинуть линию фронта.
На фоне самого кровопролитного в истории человечества сражения развивается история любви.
Прообразом дома в фильме стал легендарный Дом Павлова в Сталинграде.
Его оборона длилась с 23 сентября по 25 ноября 1942 года, и все это время в подвале находились мирные жители.
Сценарий фильма написан на основе дневников участников Сталинградской битвы. Накануне запуска в производство сценарий Ильи Тилькина был значительно переработан, включая сюжет и диалоги, режиссером и сценаристом Сергеем Снежкиным.
Музыку к фильму написал выдающийся итальянский композитор Анджело Бадаламенти, автор саундтреков к более чем 70 фильмам. Вокальные партии исполнила оперная дива Анна Нетребко. В записи саундтрека к фильму она участвовала впервые. Нетребко призналась, что целиком фильм она не видела, но сцены, которые ей показали, были очень сильными.