Первая мировая стимулировала развитие фотографии
На входе всех встречает «Архангел Михаил» Васнецова, созданный в 1915–1916 годах на волне патриотического подъема. Картину привезли из Третьяковской галереи.
На выставке большой раздел, собранный из коллекций Русского музея, Имперского военного музея в Лондоне и частных собраний. Здесь «Германская война» Павла Филонова, футуристическая композиция «1914» Александра Шевченко, «Кратеры» Ричарда Карлайна (фронт, увиденный с воздуха), аллегории Натальи Гончаровой. Однако изображать войну можно не только красками.
На выставке показано более 450 фотографий, связанных с эпохой, — от репортажей с поля боя до фотографических альбомов императорской семьи, где многие снимки сделаны лично Николаем II. Кстати, незадолго до этой вой ны получили распространение портативные камеры, которые позволили фотографам отказаться от штативов и треног и быстро передвигаться за объектом съемки. Первая мировая — еще и первая война, заснятая на кинокамеру. Специально для выставки смонтировали 15 коротких документальных фильмов из пленок, снятых по обе стороны фронта. Их можно увидеть на экранах и тематических интерактивных панелях. Но этим мультимедийная составляющая не ограничивается.
Зрители увидят голографические изображения тогдашних новинок военной техники, презентации о выдающихся полководцах и битвах, о женщинах на фронте, созданные при помощи режиссера Павла Лунгина. Погрузиться в атмосферу эпохи помогут и марши, песни и куплеты, которые в ту пору звучали из каждого граммофона.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Зельфира Трегулова, генеральный директор государственного музейно-выставочного центра РОСИЗО:
- Первая мировая война стимулировала развитие операторского искусства и репортажной фотографии. По некоторым снимкам и кадрам хроники кажется, что они сделаны позже, в 1920-е годы — так они напоминают ракурсы Дзиги Вертова или Сергея Эйзенштейна.