Подпольных скульпторов-авангардистов защитили советские физики
Сергей Довлатов писал: «Монументальная скульптура — жанр весьма консервативный.
<...> Можно тайно экспериментировать на холсте. А вот попытайтесь-ка утаить четырехметровую скульптуру.
<...>Для такой работы необходима просторная мастерская. Значительные подсобные средства. <...> Короче, требуется официальное признание. А значит — полная благонадежность».
Владимир Лемпорт и Николай Силис находили баланс: выражали себя в малой форме и мелкой пластике, зарабатывая оформлением ресторанов, домов культуры и посольств. Но скрыть пристрастие к абстракционизму не удавалось в заказных работах.
— В 1969 году Владимир Лемпорт и Николай Силис изготовили фигуру «Соленоид», чтобы установить ее в Красноярске перед зданием Института физики, — рассказывает фотохудожник Виктор Усков. — Художественный совет не хотел ее принимать. Пришлось физикам заступиться, объяснив, что скульптура изображает сверхсильные магнитные поля.
Про Николая Силиса шутили, что у его скульптур нет голов, потому что он не умеет их лепить. Действительно, фигуры увенчаны сплющенными шариками.
— На самом деле он оставляет зрителю возможность «участвовать» в скульптуре, самому домыслить ее, — говорит Виктор Усков.
В 1954-м Лемпорт, Сидур и Силис объединились в художественное трио ЛеСС. В 1956 году у них была совместная выставка в Академии художеств.
В 1968 году творческие пути скульпторов разошлись. На выставке, которая продлится до 6 сентября, их работы впервые за 60 лет вновь собраны в одном пространстве.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Ирина Толпина, генеральный директор выставочного зала "Манеж":
- Эта выставка — не только шаг к восстановлению интеллектуального наследия советского периода. Это еще и исследование связей современной культуры с традицией, заложенной классиками нонконформизма.