80-е. С долей вымысла, но без обмана
Сюжет:
ТелевидениеЭтот фильм — не первый опыт создания телесериала для выпускника режиссерского факультета ВГИКа Ильи Казанкова.
- События «Петли Нестерова» разворачиваются в последние годы руководства Леонида Брежнева. Перед вами стояла задача передать атмосферу времени, которое вы вряд ли хорошо помните.
- Это правда, в начале 80-х я под стол пешком ходил — в буквальном смысле. Поэтому, готовясь к съемкам, пересмотрел множество документальных и художественных фильмов того времени, изучил массу литературы...
- Среди героев фильма — руководители страны и силовых ведомств: Леонид Брежнев, Юрий Андропов, Николай Щелоков. Не боитесь обвинений в неточной передаче характеров, в погрешностях изображения образов?
- Мы не ставим оценок героям, не навешиваем ярлыков: вот этот — негодяй, потому что брал взятки, а тот — хороший, потому что не представлял, как можно так бессовестно опошлить идею коммунизма. Мы показываем их людьми — с недостатками и достоинствами, проблемами — в том числе и личными. Мы постарались максимально бережно отнестись к памяти ушедших уже людей. И мне кажется, это получилось — во многом благодаря замечательному актерскому составу.
- Среди исполнителей — и опытные мастера, и молодые артисты. Как работалось с такой разновозрастной командой?
- Многому научился, наблюдая за потрясающей работой Василия Ивановича Бочкарева, исполнившего роль главы МВД Николая Щелокова. А как тонко, бережно отнесся к роли Леонида Ильича замечательный Валентин Георгиевич Смирнитский!
- Приходилось ли раньше работать с Кириллом Задорожным, исполнившим роль главного героя — Нестерова?
- Нет, это наша первая встреча на съемочной площадке, и я рад, что она состоялась. В Кирилле столько азарта, любопытств а , огромного желания работать, все делать самостоятельно, без помощи дублеров, что иногда приходилось даже «власть применять», чтобы остановить его. Мне кажется, что он справился с главной задачей — убедительно показал, как изменился характер его героя, который оказался в эпицентре противостояния двух структур — МВД и КГБ.
- Обращались ли за помощью к консультантам из силовых ведомств?
- На площадке присутствовал бывший работник МУРа, мы постоянно обращались к нему за советами. Вообще, что касается достоверности, разумеется, без определенной доли вымысла в художественном фильме мы обойтись не могли. Но вранья в нем нет.
- Некоторые ваши коллеги о съемках сериалов отзываются пренебрежительно. Что думаете по этому поводу?
- Для меня это по меньшей мере странно. Мои учителя Владимир Хотиненко и Владимир Фенченко научили меня главному — получать удовольствие от работы. Или — уходи из профессии! Судя по тому, какую радость доставили мне съемки «Петли Нестерова», я еще в начале пути.
ДОСЬЕ
Илья Казанков родился в 1980 году в Ленинграде. Режиссер фильмов «Игры детей взрослого возраста» (2010), «Человек ниоткуда» (2013), «Новогоднее счастье» (2014).